Фильм Аватар - это история Джейка Салли, бывшего морпеха, который потерял возможность ходить. Его отправляют на далёкую планету Пандора, где земные корпорации добывают невероятно ценный минерал. Поскольку атмосфера этой планеты губительна для людей, была разработана специальная программа Аватар, благодаря которой земляне смогли путешествовать по миру. Аватары - это дистанционно-управляемые биологические тела, выращенные из ДНК людей и расы местных жителей под названием Нави. Обретя новое тело и возможность ходить, Джейк получает задание уничтожить коренных жителей, так как они мешают добыче минералов. Но познакомившись с местной красавицей Нейтири и узнав о жизни Нави, Джейку приходится делать нелёгкий выбор, который изменит судьбу этого мира.
Несмотря на сценарные благоглупости и предсказуемость картины в целом, фильм получился достойный. Настоящая музыка для глаз, хоть все спецэффекты трудно назвать новаторскими. Просто добротный рендеринг с потрясающими пейзажами и фауной Пандоры – описывать такое выше моих сил. Это надо видеть. И видеть исключительно в формате IMAX. Такое впечатление, что в графике играет каждый цент из тех заявленных 230 миллионов долларов бюджета, которые пришлось угрохать на создание фильма. Не зря Кэмерон терпел 15 лет. Ох, не зря. Так уж повелось, что фильмы с меткой 3D плохо дружат с драматургией, часто ощущается подмена последней на эффектный видеоряд. В случае с Кэмероном ничего подобного не произошло. Перед нами полноценный мир с яркими характерами, есть и весьма необычная любовная линия, а уж драматических моментов не счесть. Да, что немаловажно, есть и забойный экшн, да еще какой!
Камерону — и в этом наше с вами зрительское счастье — явно хватает и любви, и уважения. В больших дозах — для всех и каждого. Он любит кинематограф — и потому не только сам привносит в него что-то новое, но и не считает зазорным кое-где взять равнение на тех своих коллег, которые уже успели поноваторствовать до него. Он просто обожает новые технологии, но отлично помнит всегда актуальную истину про дурака и разбитый лоб. И именно поэтому трёхмерная картинка "Аватара" верно служит благому делу полного погружения в иной мир, а не подрабатывает на полставки аттракционом "Угадай, что сейчас выпрыгнет с экрана?" И своё кино он тоже любит — да так сильно, что яркий свет этого чувства пробивается даже через слегка затемнённую поверхность поляризационных стереоочков, пролетает сквозь глаза, устраивает в мозгу праздничный фейерверк и оседает где-то в сердце — как правило, вызывая у зрителей очень схожие с режиссёром эмоции.
"Аватар" - не философская притча, это экшен. Он великолепно сделан, вполне в соответствии с законами жанра. Как в любом хорошем блокбастере, в "Аватаре" есть любовная история, батальные сцены, которые держат зрителя в напряжении, есть превосходные, фантастически красивые виды планеты.
Восхитительный, превосходный, нереально реальный мир Пандоры заслуживают отдельной похвалы. Волшебные водопады, низвергающиеся с летающих гор, изумительной красоты растения, светящиеся в романтическом бархате ночей Пандоры. Мне кажется, что знаю, кто будет обладателем Оскара, как минимум в одной номинации...
Кэмерон сотворил такое кинособытие, что "Аватар" наверняка станет очень и очень важной вехой в истории кинематографа. Да, "Аватар" можно упрекать за излишне, по мнению некоторых зрителей, простоватый сценарий, за некоторые ляпы и несостыковки, но то, что это визуальный шедевр, равному которому в кинематографе еще не было - отрицать, на мой взгляд, просто глупо. Обязательно посмотрите этот фильм: не слушайте никого, составьте собственное мнение.
Кэмерон подарил кинематографу новые ноги. Пионер кинотехнологий, он первым заставил сопереживать суррогатным, полностью нарисованным на компьютере героям искреннее и сильней, чем живым актерам. "Аватар" - уникальный случай, когда форма и содержание равноценны. Одно неотделимо от другого: дар Кэмерона превращать простые истории в вечные не сработал бы с "Аватаром" без того, чтобы вырвать зрителя из обыденности и погрузить в проработанный до мельчайших деталей чудесный мир. "Аватар" - лучший фильм на свете не потому, что сделан с применением самых прогрессивных технологий и киновоплощений на грани возможного. И не потому что станет самой или одной из самых кассовых картин мирового кино, и облик кино благодаря ему изменится навсегда. Этот фильм лучший, потому что идеальными средствами заставляет равняться на лучшее, что есть внутри нас.
Похоже, что ошеломительный эффект этого фильма в том, что "Аватар" — это средний умный блокбастер, только блокбастер приблизительно 2020 года. Сегодня судить о нем так же трудно, как году в 50-м о "Трансформерах". "Аватар" — в первую очередь переживание, сон Джеймса Кэмерона о том, каким может быть кино будущего: осознанно-наивным, страстным, рыщущим в поисках самых новых технических средств для того, чтобы рассказать самые старые истории на свете. Кэмерон ведь всегда рассказывал только о том, что никогда не кончается, будь то сказка про Смерть, которая неотступно ходит за человеком (пусть и в обличии робота) или про влюбленных, которым не суждено быть вместе. На этот раз он рассказал, пожалуй, самую старую сказку — про потерянный рай. Экология, скуксившийся в холодных объятиях нулевых нью-эйдж, политика, мрачные футуристические прогнозы — все это, в конечном счете, ерунда, задевшая "Аватара" по касательной. Рай — это простые и ясные ответы на вопросы о том, где бродит твой аватар, пока ты спишь, и чью сторону следует принять, когда полетят бомбы.
Сначала о главном — непременно пойду ещё раз. И буду истово, отчаянно надеяться, что со следующим своим фильмом Кэмерон не станет тянуть ещё 12 лет. Да, друзья — весь тот шум, который стоял вокруг «Аватара» всё это время, был совершенно оправдан. На этой без шуток могучей, сбивающей с ног картине первые часа полтора проводишь с честно открытым ртом и распахнутым сердцем — как в самый первый раз, когда череда цветных картинок на экране всколыхнула вдруг что-то не очень понятное, но восторженное в детской душе. Созданный Кэмероном на компьютере мир планеты Пандора действительно поразителен — кажется, ещё никогда полностью искусственная, созданная с нуля толпой аниматоров среда не смотрелась на экране настолько естественно.
"Аватар" - это лучшее из того, что выходило на экраны со времен "Властелина колец", и вот почему. Масштаб постановки и техническое совершенство видеоряда действительно поражают. В картине нет спецэффектов в привычном для современных зрителей понимании. Весь фильм - это один большой спецэффект. "Аватар" велик не только технически. Фильм демонстрирует невиданную доселе детализацию. Продумано буквально все. Что касается сюжетной линии, то она весьма незамысловата и напоминает о множестве хороших голливудских постановок. Однако простота основной идеи ничуть не сказывается на общем восприятии картины. Джеймсу Кэмерону удалось создать новую сказку, которая не только окажет огромное влияние на развитие всего кинематографа, но и на два с лишним часа вырвет зрителей из обыденной, в основном серой, реальности, раскрыв перед ними удивительный мир гармонии и красоты.
Как любая долгожданная действительная искра революции, «Аватар» поначалу обескураживает. С одной стороны, простотой сюжета: от революций всегда по инерции ждешь демонстрации мускулов, а Джеймс Кэмерон говорит со зрителем, как с равным, но бесхвостым другом. С другой – удивительным даже для автора «Титаника» и «Терминатора» мастерством, с которым он погружает зрителя в свой дивный новый мир. Флора и фауна Пандоры проработаны до мелочей, люди-кошки на'ави выглядят как прошедшие самостоятельную эволюцию жизнеспособные существа. Пытаться анализировать этот мир как произведение человеческого разума – все равно что философски осмыслять появление орехов в шишках. И можно долго еще поминать источники кэмероновского вдохновения, сравнивать приключения морпеха среди инопланетян с Джоном Смитом и Покахонтас или «Танцами с волками» – ради бога. Конечно, и 3D не он изобрел, и не он придумал, что в зрителя можно кидаться из экрана всякими штуками, чтобы заставить его кричать и обливаться кока-колой. Только вот он первый принял 3D как данность и научил нас в нем жить, и именно Кэмерон сообразил, что отверткой в глаз – это хорошо, но протянутая с экрана рука или хвост работают несоизмеримо лучше.
Кэмерон совершил очередной технологический прорыв, на сей раз в 3D-кинематографе, создав изображение, где всё – «прямо как живое», а предметы не лезут назойливо в глаз зрителю. С другой стороны, своим новым творением Джеймс Кэмерон совершенно сознательно зовет даже не в мир уютных ценностей гуманизма, а в такую седую старину, которая, кажется, есть самое раннее воспоминание человечества. «Аватар», если можно так выразиться, фильм-извинение перед народами, уничтоженными высокотехнологичной Европой, реквием по ним и по тем корням, от которых оторвалось современное человечество.
Поймите правильно — фильм действительно грандиозен, технически это вообще следующая ступень в кино, сравнимая с переходом к звуку или цвету, постановочно это — тоже очень масштабное полотно с уверенной режиссурой, массой смешных и драматических моментов. Про то, что это всё — просто красиво, и Кэмерону помимо всего прочего действительно удалось в итоге не превратить трёхмерную картинку в коробку с маленькими пластмассовыми человечками, чем страдали до него буквально все трёхмерки — и говорить не приходится. Но. За всем этим фантастическим цветом, звуком, движением, характерами, диалогами, во-первых, сокрыто всё-таки слишком мало сюжета для кино такого масштаба, а во-вторых — всё-таки многовато оставленных повисшими в воздухе вопросов. Но под конец, дабы высказывание уже окончательно получилось в духе кэмероновского детища, хочу признаться — очень хочу продолжения.
Взяв, как генерал де Голль, 10-летний отпуск на пике карьеры, автор «Терминатора» и «Титаника» заранее подписался на то, чтоб по возвращении всех потрясти; как следствие, его новый фильм изначально был обречен слегка проиграть ожиданиям и собственной рекламной кампании. К счастью, количество пикселей и то, как что-то высовывается с экрана в зал, — последнее, что интересно обсуждать в связи с «Аватаром». Пикселей правда много, высовывается все далеко, инопланетяне выглядят настолько правдоподобно, насколько в принципе могут выглядеть синие люди с хвостами, но Кэмерон снимал лучшую в мире фантастику еще до всяких пикселей и сейчас, как и тогда, берет не технологиями, а методом — он до сих пор умеет то, что когда-то умели Спилберг и Лукас: снимать стружку с вечных историй, пересказывать их так, что кажется — ты смотришь это впервые.
Отбросив мысли о несостоявшейся революции и всей неполноценности «Аватара», становится понятно, что фильм снял все-таки великий человек. Такого удачного кастинга, размаха и, в конце концов, морских пехотинцев в кино давно не было. Нагромоздив в начале фильма ностальгических образов, Кэмерон так же круто и размашисто в его конце перечеркнул прошлое. И это само по себе заслуживает уважения. Фрагментарно похожий на всю классику фантастического кино, «Аватар» – фильм все-таки независимый, что, конечно, и не говорит о нем обязательно хорошо, но все-таки заставляет обратить на себя внимание. По крайней мере, Кэмерон вернулся, и это уже хорошая новость.
Сложно измерить, насколько менее яркими будут впечатления тех, кто решится или будет вынужден посмотреть фильм в формате 2D. Мир планеты Пандорум, придуманный и воссозданный Джеймсом Кэмероном на экране, невероятно многогранен. Недаром режиссер в течение пятнадцати лет ждал возможности осуществить замысел картины и превратить в захватывающий фантастический блокбастер весьма тривиальную историю о том, как чужак вторгается в самобытную культуру, а затем ассимилируется в ней и становится на защиту ранее неведомого ему мира. Сюжет «Аватара» вторичен и не предполагает неожиданных для искушенного зрителя поворотных моментов, однако наличие крепкой истории не без пафоса и использование в производстве фильма новейших технологий делают картину в своем роде революционной. Нельзя не согласиться, что «Аватар» - знаковое явление, которого кинематограф ждал и, наконец, дождался. Вот только, к сожалению, процесс ожидания, зачастую, оказывается значительно приятнее самого события. Через неделю после просмотра «Аватара» практически не остается никакого послевкусия, лишь воспоминания о том, что на экраны вышло нечто важное, масштабное…
Разделяя прогрессивную гражданскую позицию автора, всё же не могу не отметить серьёзные эстетические компромиссы, на которые он пошёл – то ли под давлением студии, то ли по доброй воле, из осознания огромной ответственности. Драматургическая слабость «Аватара», события которого предугадываются без малейших усилий, особенно очевидна в сравнении с недавними, тематически близкими достижениями в научной фантастике, менее скованными коммерческими обязательствами и отмеченными новаторскими художественными решениями. Дело даже не в использовании традиционной, а не усложнённой сюжетно-фабульной конструкции: как-то не проникаешься мерным эпическим дыханием фильма, которое, безусловно, стремился передать Джеймс, прививая вымышленным событиям черты мифов и сказаний великих народов Земли, в том числе переживших геноцид со стороны т.н. цивилизованных людей. Да и небезупречна та составляющая фильма, которой автор уделял, по-видимому, основное внимание.