Фильм Дориан Грей - это рассказ о молодом и красивом юноше, который попадает под влияние лондонского лорда - искателя приключений. Тот убеждает его, что успех Грея в его красоте, и Дориан заключает сделку с дьяволом. Теперь он будет вечно молод и красив, а все его грехи будут портить портрет, который он заказал.
Кино не может адекватно передать на экране «Портрет Дориана Грея», как не может экранизировать шоколад «Аленка»: у него нет средств для передачи вкуса. Все, что оно может предложить, – это придумать какую-нибудь историю про маленькую девочку с обертки. Ну так чего вы возмущаетесь? Вам и предложили еще одну версию обертки романа Оскара Уайльда – на сей раз в стиле «триллер мистический, с дьявольщиной». Вполне добротный продукт, кстати: употребил с удовольствием. Так что все правильно, все справедливо. «Аватара» надо смотреть в 3D, «Дориана Грея» – в бумаге. У каждого свои недостатки, как сказал один киношный мужик.
Если вы читали Оскара Уайльда, фильм может показаться слишком поверхностным, а если не читали – вполне посредственной картиной про какого-то чувака. Подозреваю, что и в том, и в другом случае фильм окажется средненьким. Тем не менее, разок посмотреть можно, ничего не потеряете. Хоть киноштампом в метро насладитесь.
Паркер и сценарист-дебютант Тоби Финлей демонстрируют отменное (хочется сказать, истинно британское) чувство меры и вкуса, покоряя воссозданием утончённой атмосферы викторианской Англии. Также бросается в глаза, как минимум, искусство грамотного (в смысле – пугающего по-настоящему, а не номинально) введения фрейдистских мотивов и использования визуальных эффектов, наверняка усвоенное Оливером ещё в начале карьеры, когда он, было дело, снимался у маэстро Клайва Баркера. Впрочем, это кажется малозначимым на фоне тонко уловленного настроения, умения режиссёра высветить ключевое и принципиальное, не проиллюстрировать литературный текст, а – предложить его личное видение, оригинальную трактовку.
В своей третьей экранизации произведений Уайльда Оливер Паркер решил не только заменить все декадентские намеки и метафоры недвусмысленным действием, но и добавить хоррора и экшена. Постельные сцены, призванные подчеркнуть глубину падения Дориана, здесь, для закрепления эффекта, повторяются каждые пять минут; нежный и нервный Грей становится хладнокровным персонажем гиньоля и расчленяет тело Бэзила, чтобы утопить его в реке; портрет приманивает на чердак крыс, стонет и издает леденящее кровь жуткое сипение. Ощущение дежавю не покидает на протяжении всего фильма — спасибо кастингу. Рэйчел Хард-Вуд принесла с собой ауру «Парфюмера», а лорд Генри (Колин Ферт) спрашивает Дориана с интонациями вампира из «Сумерек»: «Так ты отдашь душу дьяволу? Отдашь?» Такой типажный подход значительно экономит душевные силы тех зрителей, кому сложно вникать в нюансы психологии героев, и превращает «Дориана Грея» в увлекательный красочный комикс — конечно, уже вовсе не по Уайльду.
Закидывая зрителя то в зомби-хоррор с шевелящимся портретом, то в подростковую драму, Паркеру всё-таки удаётся довести историю до логического завершения (что в какой-то степени даже удивительно). Достижению убедительности во многом способствует замечательный Ферт, ответственный в фильме за философские изречения, и сумрачный викторианский Лондон — те, кто помнят "Суини Тодда" и "Из ада", почувствуют себя как дома. В целом, новый портрет Дориана Грея получился размытым: толком разглядеть задуманные художником детали не удаётся. Но кистью при этом водили размашисто, краски не жалели, а за подробностями можно обратиться к Уайльду: возможно, пора перечитать?
Режиссер Оливер Паркер и сценарист-дебютант Тоби Финлей, переписавший «Портрет Дориана Грея» в соответствии с заветами маркиза де Сада, мрачно изнасиловали уайльдовский роман всеми доступными им способами. Вместо каскада интеллектуальных парадоксов, которые остались в фильме в довольно скукоженном виде, мы имеем счастие наблюдать, как готический хоррор овладевает экзальтированной мелодрамой в интерьерах некоего садомазопритона, вдобавок проделывая это под Гайдна и Паганини. Паркер снимает «Дориана Грея» так, будто на выходе должна получиться история доктора Джекила и мистера Хайда (она в итоге и получается), хотя временами отчетливо видно, что «Дориана Грея» снимают как проститутку. Впрочем, новоиспеченный «Дориан Грей» держится не столько актерскими усилиями, сколько прямыми как штык эффектами и аффектами.
В кино к достаточно киногеничному роману Уайльда обращались нечасто, но это объяснимо. Достойную экранизацию «Грея» могли бы сделать только отчаянные перфекционисты (ну да, Кубрик, например), просто потому, что не бывает таких портретов и таких людей, а Кубрик как раз умел делать то, чего не бывает на свете. К тому же Уайльд – писатель, которому меньше остальных идет посредственность. Режиссер Паркер, кажется, это прекрасно понимает, как и понимает пределы своих возможностей, но вместо спасительной для него истории по мотивам романа получилась прекрасная иллюстрация пускай всего одной, но, безусловно, ключевой фразы уайльдовского романа – той, что про непростительную манерность стиля.
Каков нестареющий носитель - таково и бессмертие. Дориан Грей в фильме изображен глупцом, фригидным к умственным и творческим радостям, и его вечность - дура. Даже если б он прожил несколько веков, вряд ли что-то существенно бы изменилось. И весь скучный и рваный фильм "Дориан Грей", в общем-то, о том, что для некоторых пирамида Маслоу всего двух или трехэтажная - и это врожденное. Если духовных потребностей не было в начале, они не появятся и в конце - как бы далеко от начала он ни случился.