События фильма Ярослав. Тысячу лет назад происходят в начале XI века на территории ростовского княжества. Эти земли подвергаются набегам разбойников, которые уводят в рабство сотни людей. Молодой князь Ярослав решает прекратить разбой, объединить племена и построить город для защиты, который позже будет назван его именем.
Неизвестный зрителю своими работами «Пестрые сумерки» (о слепом мальчике-музыканте) и «Прости» (об узбекской певице), режиссер, взявшись за свой третий фильм, в отличие от многих своих коллег не стал занимать очередь в вечность за Сергеем Бондарчуком и Питером Джексоном. Нет, он трезво оценил бюджет в пять миллионов ненаших (из которых 30 миллионов наших были пожертвованы Минкультом на день, как было сказано, города) и сделал камерный детектив из древнерусской истории и походе ростовского тогда еще князя с небольшой дружиной к затерянному в лесах племени. Получилась вполне непозорная вещь. Декорации не отдают картоном, одежды не смешны, битвы на режуще-колющихся предметах не вгоняют в истерику, а диалоги — в зевоту от пафоса. В общем, «Фокс» не зря за ленту схватился. Не шедевр, но вполне добротная вещь, корнями уходящая не к недостижимому для нашей инвалидной команды «Храброму сердцу», а к мастеровитым «Руси изначальной» или «Легенде о княгине Ольге» конца прошлого века.
«Ярослав» так и тянет разобрать на соответствие текущим линиям партии — и обнаружить здесь энергичного властителя, его более опытного в политических делах воеводу и сюжет о том, как ставить на место зарвавшегося и не вызывающего доверия вассала. В остальном все как обычно: пристойные театральные актеры носят кольчуги и сверкают белоснежными зубами, прописана в сценарии сцена укрощения медведя, бравые русские вояки уходят в закат. К празднику все готово, бюджет освоен.
Несмотря на шаблонность всей разворачивающейся перед нами истории, картина Дмитрия Коробкина все же не производит тягостное впечатление. Скорее, наоборот, сюжет становится все более интересным и узнаваемым. А главное, не надоедает и несет на себе неизгладимый отпечаток чего-то родного, пусть и с подпорченным запахом, словно ты в деревне в разгар лета. И все-таки не совсем понимаю, почему так трудно в нашей стране сделать хороший исторический фильм. Ведь за столько веков, что существует Россия, наберется не одна сотня сюжетов. И талантливые режиссеры есть. И актеры, способные прямо сидеть в седле. И сценаристы, способные думать. Но нет. Все те же приключения, приправленные патриотизмом. Все те же штампы. Все те же ляпы. И толика смысла…
Cобственно, кроме нехитрого посыла – князь должен быть умным, сильным физически и нравственно, демократичным и в то же время набожным – в «Ярославе» впечатляет разве что качество работы каскадеров и количество пролитой «клюквенной» крови. Обсуждать с точки зрения кино было бы ну решительно нечего – вся эта варварская «кровянка» довольно предсказуема и потому утомительна – если бы не приятно цепляющая глаз убедительность материального мира, скрупулёзно воссозданной «исторической реальности».
Не секрет, что "Ярослава" сняли к тысячелетию Ярославля. Только хотели сделать яркую и захватывающую кино-открытку - а получился очередной "позор русского народа" в кинематографе. Справедливости ради: "Ярослав" не так ужасен, как его рекламный постер, и вовсе не так безнадежен, как его трейлер. Сценаристка Марина Кошкина придумала занятную историческую детективную интригу - почти "Турецкий гамбит", но с косматыми мужиками в дремучем лесу. Настоящая проблема "Ярослава" - это оператор. Им является Дмитрий Коробкин, который одновременно и режиссер фильма (решил, вероятно, сэкономить). Такое совмещение ролей многое объясняет. Три слабенькие битвы в "Ярославе" целиком состоят из этих крупных планов. Чье-то туловище, взмахивающая мечом рука, падающее тело, ор. От этого все "сражения" производят впечатление бандитских потасовок. Редкие всадники в кольчугах и остроконечных шлемах порой даже воспринимаются как-то странно посреди волосатых людей в шкурах.