Фильм Санта на продажу поведает нам о находке, сделанной накануне Рождества на глубине полукилометра в горах Корватунтури. Вскоре после этого неподалеку начали пропадать дети. Одному мальчику и его отцу вместе с охотниками приходится захватить Санта Клауса в плен, чтобы разобраться что к чему.
Когда на экране по заснеженному хвойному лесу начинает бегать толпа абсолютно голых стариков с дрекольем, кажется, что это совместный проект петербургских некрореалистов с какой-то большой голливудской студией. Увы, все не так, но «Санта» — редкий для этих широт кинопродукт, который, как самого Санту, можно экспортировать хоть в Танзанию. Смешной и страшный (в первую очередь, пожалуй, все-таки страшный) фильм выглядит настолько привлекательно, настолько беспроигрышно, словно над ним поработала целая армия маркетологов, но штука в том, похоже, что это получилось во многом само собой.
Сама по себе демонстрация хтонической природы Санта-Клауса и его «маленьких помощников» (эльфы здесь – голые, грязные и жестокие бородатые дядьки) уже может быть зачтена Хеландеру как достойный вклад в рождественский антимиф. Но совсем не она строит его фильм, который оказался не мистическим трэш-хоррором, социальной пародией или развитием рекламной шутки из короткометражек, а настоящей сказкой, обаятельной, остроумной, а местами еще и по-скандинавски лирической.
«Санта на продажу» — большой пред-рождественский привет из Финляндии, именно тот подарочек, которого, как правило, не хватает в сахарно-ватную предпраздничную пору. Примерно в стиле мультфильма «Кошмар перед Рождеством» — красивенькая праздничная коробочка, а внутри вместо куклы в розовых рюшечках какая-нибудь классная шипастая гадость. Для тех, на кого каждый год по мере приближения обычной предновогодней лихорадки всё сильнее накатывает тошнота, «Санта на продажу» вполне может стать настольным фильмом. В общем, хорошее кино нынче делают наши финские соседи. Крепкое. Забористое. С мозгами.
Разросшись до полутора часов, лаконичный анекдот превратился в длинную шутку с кучей пауз и несущественных деталей, неизбежно заставляющую вспомнить об особенностях неспешного нордического менталитета. Тем не менее, своего черного, немного болезненного остроумия, фильм не утратил: более невообразимого Санта-Клауса кинематограф не видел никогда. Здесь никто не пытается острить, небритые лица хранят суровое выражение, на белом снегу валяются обглоданные туши, а тревожная инструментальная музыка призвана нагнетать трагизм. Ирония кроется в той гротескной серьезности, с которой лента прикидывается фильмом ужасов и искусно пародирует штампы и интонации голливудского героического кино.
Начало действительно интересное и держит в напряжении, чем-то напоминает оригиналы таких сказок, как «Красная Шапочка», которые, кстати, раньше были жуткими страшилками. Увы, ближе к концу фильма весь накал страстей пропадает, и начинается победоносное шествие пацаненка Пиетари, который вдруг начинает стучать себя пяткой в грудь и вякать чуть ли не «Командовать парадом буду я!». Словом, финн Хеландер попытался перевести чернуху в боевик, и у него не получилось. Какая-то глупая и нескладная концовка, хотя и не без приколов. Тему с коробками в эпилоге вообще не осилил, такая логика выше моего понимания. В общем, как альтернативная чернуха с финским колоритом, получилось неплохо. Хороший звук, цвет, пластика эльфов, пейзажи. Разок посмотреть можно, но не более. И не для всех.
Санта с рогами выглядит почти так же эффектно, как и Билли Боб Торнтон с окурком, торчащим из накладной бороды, есть здесь стадо престарелых зомби-эльфов, а лучше же всего Хеландеру удаются абсурдные детали бытования потомков лопарей. Вот только стремление соорудить на этой основе блокбастер вдруг оборачивается неприязнью к американским конкурентам по кинопрокату.