В фильме Ищу друга на конец света главный герой отправляется на поиски первой школьной любви, так как к Земле приближается огромный астероид, грозящий уничтожением всего живого на планете.
Как режиссер Лорэн Скафариа не делает ничего революционного, и это к лучшему для героев, чьи дружба и горести оказываются в центре внимания. По мере того, как приближается трагическая развязка, Скафариа, не пытаясь отвлечь зрителя от неизбежного, находит некое равновесие. Да, мира, каким мы его знали, больше не будет. Но вы будете счастливы.
Все очарование трагической мелодрамы «Ищу друга на конец света» проявляется в ее актерском составе. Хотя смотреть на сам гармоничный дуэт из Стива Карелла и Киры Найтли довольно приятно, сумбурный стиль повествования не позволяет воспринимать их жизненную драму всерьез из-за не всегда уместных шуток, коварного паука в раковине и странных попутчиков, да и сам конец света от режиссера-сценариста Лорен Скафария ожиданий не оправдывает.
В итоге занудному герою Карелла можно даже в чем-то позавидовать: за возможность встретить апокалипсис лежа в обнимку с безумной, но милой красавицей половина мужчин земного шара уже сейчас согласилась бы отдать все оставшиеся часы и минуты до собственного, индивидуального конца света. Не всем везет.
Любые упреки в банальности попадут в цель: сюжет органично составлен из тысячи других кадров разных лент (от «Ночи живых мертвецов» до «Завтрака у Тиффани»). Отдаленное будущее по мнению автора фильма Лорен Скафарии похоже на сумасшедший рай для хиппи, которые, правда, не прочь повеселиться - перевернуть или поджечь чужую машину. Отношения же между людьми всегда были, есть и будут одинаковыми.
Увы, как это часто бывает с новичками, теряя из вида фактуру, режиссер начинает неуверенно мямлить и заикаться. В такие моменты несложно разглядеть, что Скафария пока еще совсем не умеет снимать кино; что рожденная исключительно для дефиле в красивых платьях Найтли по-прежнему не умеет играть; что высокие чувства, которым фильм посвящен, зарождаются не на экране, а где-то между монтажными склейками.
В результате хаос, правящий миром (по мнению того же Ларса фон Триера), усиливается до предела, и на фоне всеобщего судорожного мельтешения немного успокаивает только пожилая толстая женщина, вытирающая пыль несмотря ни на что, хоть бы весь мир перевернулся,— уж она-то покинет его с достоинством, без истерик и мучительных сомнений, что правильно потратила отпущенное ей время.
Само собой, никто не ждет от подобного кино серьезных высказываний, хватило бы и элементарной, но искренней душещипательности — увы. Сильнее всего это заметно, когда могучий Мартин Шин объявляется в роли отца героя — стоика и фаталиста — и начинает запинаться, чтобы хоть как-то оправдать родство с заикающимся инфантилом Стива Карелла. Стоит ли переживать о гибели этих ходячих клише? Иногда лучше положиться на астероид.
Если бы не комик Стив Карелл, на удивление легко трансформировавшийся в лирического героя, было бы совсем грустно, но его стараниями лента дотягивает до уровня «посмотреть и забыть». Однако в список фильмов, которые стоило бы увидеть до конца света, «Ищу друга...» точно не войдет.