В фильме Хоббит: Нежданное путешествие Бильбо Бэггинс отправляется в опасное путешествие с целью защиты и отвоевания
События трилогии "Хоббит" происходят за несколько десятилетий до событий трилогии "Властелин Колец".Хорошие новости заключаются в том, что Джексон ничуть не забыл, как снимать эпики — что касается атмосферы, декораций, костюмов и натурных съемок, возвращение в Средиземье выступает на «пятерку».
Триумфальное возвращение Питера Джексона в мир Средиземья. Еще масштабнее, красивее и сказочнее, чем раньше.
Джексон делает из новозеландских пейзажей абсолютно сказочный, во всех отношениях, фон, на котором просто не может происходить что-то заурядное. И сказка разворачивается соответственная, именно такая, какую рисовало наше детское воображение, когда мы пытались представить: что же там, за пределами выдуманного.
Первый фильм в трилогии «Хоббит: Нежданное путешествие» получился именно таким, каким его и можно было ожидать от режиссера Питера Джексона: очаровывающим, сказочным и эпическим, но при этом ему присущи вполне осязаемые недостатки. Попытка растянуть небольшую историю до объемного хронометража просто не могла избежать временами буксующей сюжетной динамики.
Средиземье очаровывает и интригует не слабее, чем в прошлые три визита. Герои, в свою очередь, по своему качеству и количеству буквально чуть-чуть не выдерживают общий хронометраж – трудно спорить с тем, что одних Бильбо, Гэндальфа и Балина недостаточно для не самого сюжетно насыщенного трёхчасового фильма.
Опасения, что всю первую часть хоббит будет собирать вещи в дорогу, не оправдались, но фильму присуща некоторая раздражающая неторопливость, особенно поначалу: сперва идет обстоятельное вступление с экскурсом в историю, потом второе вступление из завязки «Властелина колец», и только потом флешбэком потихоньку стартует собственно действие.
С одной стороны, конечно, свежие похождения уроженцев Средиземья сделаны по принципу «тех же щей да по новой влей». С другой стороны, есть и существенное отличие: если экранизация «Властелина Колец» в общем и целом чуралась всяческого юмора (несколько второстепенных эпизодов не в счет), то экранизация «Хоббита» просто шкворчит и пенится от переизбытка разнообразных острот.
«Хоббит» увлекает за собой, тем большую убедительность обретают тон и изображение. Словом, спасибо джексоновским хоббитам за Голлума. И за эффектные поздние эпизоды — включающие, например, схватку двоих каменных гигантов и встречу со злодеем, который по части неприглядности даст фору даже Джаббе Хатту. Именно благодаря этим сценам и начинаешь нежданно ждать продолжения «Нежданного путешествия» — вместо того чтобы думать лишь о том, как бы придушить особенно противного гнома.
Конечно, жаловаться на то, что в экранизации все «не как в книжке» — последнее дело, а у автора всегда есть право на свое видение, даже если он не первый автор. Но есть нюансы. «Хоббита» Толкиен писал отчасти по своим личным впечатлениям о первой мировой, через которую прошел солдатом, — вот и получился небольшой рассказ полурослика, даже не догадывающегося о том, как сильно он влияет на историю всего Средиземья.
И да, на «Властелина колец» нынешний «Хоббит» совсем не похож. Пафоса здесь гораздо меньше, чем смеха. У Джексона, оказывается, превосходное чувство юмора, поэтому, в какую бы жуткую историю ни попали герои, зрители все равно только и делают, что смеются. Настоящая сказка, на которой не скучно ни минуты, – при условии что вы любите сказки.
В этом безумном мире, где все меняется с молниеносной скоростью, постер новой части, стабильно появляющийся под Рождество - та самая зона комфорта, за которую не жалко заплатить. И Джексон вновь дарит нам три года спокойствия и уюта в компании эльфов, хоббитов, гномов и волшебников.
В результате всего выше сказанного, мы получили технически смелое, временами скучное, а порой – изумительно красивое начало трилогии о Хоббите. В картине все составляющие очень сильны и приводят в восторг, начиная от самого факта близости к Толкину, до витиеватых причесок гномов. Если вы преодолеете хронометраж - зрелище вас не разочарует.
Безусловно, многие рискуют утомиться уже на первом же флешбэке. Тут, впрочем, надо понимать: для Джексона ты не просто зритель, скорее попутчик, дерзнувший на манер Бильбо Бэггинса пойти в рисковый поход. О стремлении создателей картины сделать ваше совместное путешествие незабываемым говорит многое (неоднозначный эксперимент с 48 кадрами в секунду, от которого одни остались в восторге, а других стошнило… причем стошнило буквально — в том числе).
И все же путешествие, конечной целью которого, как обычно, является гора — на сей раз Одинокая, а не Роковая, — снято с умом. Действие развивается быстро, в сюжет вводится главный противник Азог (Ману Беннетт), альбинос и вождь орков, о котором в книге упоминается только вскользь. Здесь же он с самого начала охотится на "гномью мразь", и это придает квесту неистовую ярость фильмов о погонях.
Однако если великодушно не вдаваться в содержание, а сосредоточиться на приятной щекотке визуальных рецепторов, то "Хоббит", хоть и долго пробуксовывает в начале, по итогу все же справляется со своей развлекательной функцией
С одной стороны ты точно уверен, что не стал свидетелем исторического момента и шедевра кинематографических масштабов, но с другой стороны понимаешь, что получил удовольствие от фильма и приятное послевкусие.
Но всё же, всё же - при всем своем головокружительном размахе, при всем пущенном на его исполнение мастерстве «Хоббит» Джексона всё-таки смотрится пусть и увлеченным, но повторением пройденного.
Но увы, пока нам лишь остается, скрестив пальцы в сжатых кулаках, молиться, чтобы к старине Питеру все же вернулось озарение и помогло достойно заверить начатое. Хотя там еще впереди пауки… и бочки… все равно надежда зажглась! Пусть и от керосиновой лампы.
В заключении осталось лишь сказать, что фильм "Хоббит: Нежданное путешествие" никогда не займет равнозначное с "Братством кольца" место в истории кино. Но навсегда останется хорошим доказательством утверждения, что неограниченные ресурсы при всех равных вовсе не гарантируют создание фильма, который захочется пересмотреть. Разве что под воздействием грибов, о которых говорил Саруман.
По поводу истории последних, возможно, в следующих двух фильмах мы ещё узнаем, как к Гэндальфу попали ключ и карта, с известным колечком у Толкиена эта легенда связана непосредственно. Пока же 13 гномов, Гэндальф и Бильбо увидели, наконец, на горизонте цель своего странствия, а Смауг пробудился.
При всём уважении к сценаристам, тщетно пытавшихся вытянуть никудышную драматургию несколькими слезливыми сценами, главный акцент Джексона логично пал на батальные сцены. И в этом плане новозеландец и его техническая бригада постарались на славу.