Нынешний фильм Звездный Путь является уже одиннадцатой полнометражной картиной известной космической саги и в этот раз расскажет о ранних годах жизни и космических путешествий капитана Джеймса Тиберия Кирка и членов команды его корабля Энтерпрайз.
"Звёздный путь" — кино дьявольски бодрое, красивое и местами даже фееричное. Действие несётся с такой скоростью, что иногда кажется — без махинаций с пространственно-временным континуумом тут не обошлось, от картонности старых фильмов и сериалов не осталось и следа, а роскошные сцены вроде отчаянного тарана «Кельвином» более мощного противника, трио-десанта к пенетрирующему планету энергетическому буру и выныривающего из варп-прыжка и палящего изо всех орудий "Энтерпрайза" надолго врезаются в память. Добавьте к этому отличный кастинг, который в совокупности с некоторым переосмыслением характеров бьёт в самое яблочко
Абрамс воскресил космооперу со всей ее классической атрибутикой — наивной романтикой приключений, высокими идеалами, вселенскими масштабами и мириадами переливающихся кнопочек на капитанском мостике — с помощью самого передового инструментария. Камера нервно дышит в экшн-сценах, передавая динамику схваток, и «нечаянно» бликует на общих планах, создавая невероятное ощущение хроникальной достоверности (если не эффект присутствия), а космические эпизоды до того грандиозны, что глянцевые катастрофы иных конкурентов вызывают улыбку сочувствия. Свежее топливо, впрыснутое в баки «Энтерпрайза», дает фору в несколько световых лет любой космической саге, а участие Джей Джей Абрамса автоматически определяет досуг на ближайшие выходные. Единственное оправдание, из-за которого вы можете пропустить фильм — это лютая ненависть к фантастике во всех ее проявлениях — но в таком случае нам с вами не по пути. Всем остальным просьба пристегнуть ремни: входим в варп!
Джей Джей рассказал нам большую космическую историю про то как Спок и Кирк стали тем, кто они теперь есть — героями сериала «Звёздный путь», пусть и в другой реальности. Вышло кино. По-ученически правильное, пусть местами и зализанное до невозможности. Реально позитивное. Чрезвычайно доброкачественное, крепко скроенное, лёгкое, динамичное, чудовищно сбалансированное, но несколько пустое. На радость фанатам и в науку остальным. Кино, обречённое на сиквел.
Абрамс ясно понимал, что снимает космооперу в эпоху, когда космическая романтика скисла, однако был полон решимости добиться того же головокружения, что будили "Звездные войны" по одну сторону железного занавеса, или "Москва-Кассиопея" по другую — очень юного и очень чистого, в одну краску, чувства, что мир это большое приключение. Похоже, что ему удалось. Ледяные равнины, населенные чудовищами, схватка на висящем над планетой космическом буре, путешествия во времени и зеленые (в буквальном смысле) девушки — Абрамс несется через свою вселенную, как мальчишка, впервые получивший свой автомобиль, по ночной трассе — с превышением скорости и завывая от восторга.
Преимущественно разговорный классический «Звездный путь» довольно нелепо смотрелся бы на экранах мультиплексов. Поэтому режиссер обратился к юности героев, добавив в покрытый нафталином жанр немного больше света и воздуха. Основной упор сделан на воссоздание классической атмосферы, взрывы, скорее, задают здесь ритм, а пара иронических штрихов вроде юмористической постельной сцены с зеленой инопланетянкой или необязательного камео постаревшего Спока (Леонард Нимой) задает происходящему нужный тон ностальгических посиделок. Всем же прочим зрителям, которым косматые вуки и лазерные мечи ближе смешных инопланетян в красных комбинезонах, режиссер предложил просто первый фильм в серии, который можно смотреть без уничижительного гогота: космические приключения с легким привкусом тропической лихорадки «Остаться в живых» – жанр совершенно беспроигрышный.
Число фанатов «Стар Трека» во всем мире исчисляется миллионами, и фильм включает в себя много моментов, так или иначе связанных с предыдущими сериалами и фильмами о «Звездном пути». Мало того, когда у съемочной группы возникали спорные вопросы по некоторым деталям, создатели фильма напрямую обращались к знатокам-поклонникам, и те их с удовольствием консультировали. Но это — фанаты, верные и готовые ждать продолжения своей любимой истории сколько угодно. Обычный же зритель в данном случае получает двухчасовое энергичное кино, красивую космическую фантастику, немного старомодную, но от этого не менее увлекательную. Ну, и самое главное — этот фильм получился добрым и оптимистичным, что весьма непривычно для нашего времени и для этого жанра. Этот светлый мир будущего смотрится как некая параллельная реальность, сказочная страна, мир смелых грез, научных открытий и торжества прогресса. Для кого-то это увлекательное путешествие только начинается.
Это космическая фантастика – та, что мы любим по фильмам вроде «Отроков во вселенной» или гениального французского мультфильма «Властелины времени», шедшего в советских кинотеатрах. Только визуальных эффектов тут не в пример больше. Дух захватывает, когда Керк сразу после драки в баре на мотоцикле приезжает на подсвеченный ночными огнями космодром. Сразу ясно: тут не будет кустарщины, которая так удручала в «Обитаемом острове». Думается, новый «Star Trek» порадует и фанатов, знающих каждую тропку «Звездного пути» наизусть: они увидят, как непросто начинались отношения Керка и Спока, и неофитов, которые только начали это увлекательное путешествие. И не удивляйтесь, если в скором времени вместо обычного «здравствуйте» вы увидите оригинальное «вулканское приветствие».
По большому счету, не обладающая какими-то сверхъестественными достоинствами картина Абрамса после просмотра оставляет крайне приятные ощущения. Очень тонкий и интеллигентный «Звездный путь» - это тот редкий фильм, который видится исключительно издалека, где доброта не является синонимом глупости. Возможно, через пару лет простота и благие намерения снова войдут в моду – и тогда «Звездный путь» будет казаться ни много, ни мало провидением.
Джей Джей Абрамс возложенную на него задачу выполнил ровно так, как умный человек должен выполнять хорошо оплачиваемую работу: с прилежанием, фантазией, ремесленным блеском и тактичным философским отношением к общей бессмысленности поставленной заказчиками задачи. Красные кофты, белые панели управления, космолеты, похожие то на модернистскую бытовую технику, то на архитектурные концепты, звездочки, выложенные в черной пустоте, как горошек на тарелке в дорогом ресторане, — такой нарядной и бодрой фантастики не делали с 80-х. Предъявить какие-то потребительские претензии новому «Звездному пути» — значит выставить себя нудным придирой: это ловко написанное, энергичное, почти не надоедающее кино, сделанное к тому же сильно изящней, остроумней и элементарно лучше большинства своих предыдущих изданий.
В кинофантастике прошлого века очень многое было схематично, масштабные сражения и разрушения зрителю приходилось дофантазировать. Но в новом «Звездном пути», несмотря на тотальный апгрейд спецэффектов и красочные космические битвы огромных звездолетов, странным образом сохраняется ощущение схематичности в этих сценах – они не захватывают, не заставляют трепетать и не вызывают восторг. Напряжение возрастает до предела только в сценах с современным антуражем. По счастью, Джей Джей Абрамс не считался бы гениальным продюсером, если бы не ставил перед собой и не выполнял самые амбициозные задачи. Являясь, очевидно, фанатом старого «Звёздного пути», он сделал в приквеле почти невозможное – на фантастическом материале 1960-х выстроил суперсовременную космическую сагу, от которой будут в восторге и самые преданные поклонники, и абсолютные неофиты.
С одной стороны режиссёр и когорта опытных кинодраматургов не имели права нарушать базовых принципов «приквела», раз уж взялись проиллюстрировать предысторию всем известных событий. С другой – у похождений команды «Энтерпрайза» слишком много поклонников, знающих разветвлённую фабулу буквально наизусть. Авторы остроумно и изящно, проявив смекалку в духе бесшабашного Джеймса, вышли из затруднительного положения, задействовав мотив путешествий во времени. Будущее начинается – но оно вовсе не окажется точь-в-точь таким, как ожидает публика, в том числе та её часть, что наделена (по сравнению с героями) сверхзнанием. Сделанная оговорка позволила режиссёру, в частности, заметно расширить представления о характере самого действа, привнеся динамику и более зрелищные элементы, прежде считавшиеся чуждыми интеллигентной стилистике сериала.
Джей Джей Абрамс, создатель сериала «Остаться в живых», кто лучше такого человека мог бы вдохнуть новую жизнь в некогда могучий, а ныне загибающийся сериал? Абрамс вроде бы и правда вдохнул — новый «Звездный путь» сделан ладно и гладко, весь блестит и переливается, и движется сквозь пространство и время с какой-то невероятной стремительностью и грацией. Забравшись в прошлое членов команды знаменитого звездного крейсера «Энтерпрайз», Абрамс вместе со своими сценаристами выжимают всё возможное (а иногда и не очень возможное) из истории про юные годы чудесные. В общем, с какой стороны ни посмотри, вроде бы и желать уже больше и нечего. Но в том-то и штука с Абрамсом, что ключевое слово для его подхода — всё-таки не прилагательное, а существительное. Не «идеальный», но «машинерия». В «Звездном пути» Абрамс выстроил, наверное, свой самый огромный и сложный механизм. У него внутри — только шестеренки, лампочки и проводки. И ничего живого и бьющегося.
Фанаты сериала будут счастливы — весь тот ироничный трэш, который они любят, бережно и скрупулезно перенесен на экран. Фильм кажется «Планом номер девять из внешнего космоса», только сделанным уже не из фольги и тарелочек для пикника, а из стекла, бетона и пикселей. Для «Стартрека» это — несомненно похвала. Одна дрожь восторга по поводу идиотской униформы космонавтов, ушей и челочки инопланетянина Спока и разноцветных, как прилавок кондитерской, панелей управления космолетом способна полностью занять клаку на те два быстротечных часа, за которые космолет Enterprise решает судьбу Галактики. Людям трудновозбудимым будет чуть скучнее, и время для них, как это случается в космосе, будет течь совсем по-другому. Телевизионные навыки Абрамса, конечно помогают тянуть резину и делать экшен из ерунды, но превратить эту ерунду в «нечто большое, искренее и настоящее» тут никто и не пытается.