Всё это великолепие выглядит настолько лучше дорогущих отечественных постановок с картонными декорациями и грошовыми спецэффектами, настолько убедительнее девяносто девяти процентов всего нашего "реалистичного артхауса", который зачастую стоит всего в пару-тройку раз дешевле, но выглядит примерно в двадцать пять раз паршивее, что в голову невольно закрадываются мысли о том, что некоторым российским киноделам место на нарах за хищение народного имущества в особо крупных размерах, а некоторых просто-напросто на пушечный выстрел нельзя подпускать к профессии. Пусть в ней будет как можно больше людей вроде тех, кто сделал "Каникулы строгого режима" — простое, но красивое, профессиональное, но искреннее, весёлое, но серьёзное — одним словом, просто классное кино.
Режиссерский дебют Игоря Зайцева в большом кино удался. Есть ляпы, есть и чересчур наигранные моменты, но в целом получилась веселая и в то же время трогательная комедия с тонким философским подтекстом, имеющим причудливые японские корни. Одно из главных достоинств фильма – душевная музыка, настраивающая исключительно на позитив с легким привкусом ностальгии по хорошим, добрым комедиям, которые в последнее время появляются все реже и реже. Смотрите кино!
Нас ожидает этакая смесь, а точнее, два в одном - «Джентльмены удачи» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Только вместо Леонова и Крамарова можно полюбоваться Безруковым и Дюжевым, если вы еще не устали оттого, что они играют практически везде, где только возможно. Но оставим придирки и прочий сарказм. Фильм ведь, как ни странно, получился. И сравнение с образцами прошлого ему только на пользу, а не во вред. Мы получили добрую, временами умную и смешную комедию с хорошими актерскими работами. Вопрос только в том, будут ли помнить «Каникулы…» Игоря Зайцева также, как фильмы Гайдая и других великих комедиографов нашего кино.
С реабилитацией Кивинов и его команда справляются вполне успешно, судя по тому успеху, который имели «Улицы разбитых фонарей» и который вряд ли обойдет стороною «Каникулы». Что же до художественных целей, то и они воплощены в жизнь авторами «Каникул» на вполне приемлемом уровне. Конечно, зеки у режиссера Игоря Зайцева абсолютно понарошечные, да и Сергей Безруков, несмотря на все его искренние старания, на вора в законе явно не тянет: тут есенинского хулиганского задора гораздо больше, чем всамделишных тюремных повадок. С другой стороны, учитывая жанр фильма, подобная «детская», «наивная» утрировка кажется во многом осознанной: в конце концов, снимали-то не про жизнь на зоне, а как раз про любовь к детям.
Казалось бы, с таким винегретом, заправленным одновременно маргарином, сметаной и машинным маслом, получится полный дурдом. Тем не менее, как ни странно, из этого получилась хоть и бестолковая, но более или менее забавная комедия. Почему? Честно говоря, трудно объяснить. Но вот как-то получилось у них сохранить какую-то легкость, беззаботность и симпатичность. Возможно, во многом благодаря Дюжеву - он здесь выглядит просто отлично, потому что не берет себе в голову, в чем состоит актерская сверхзадача, а просто озорует со свойственным ему обаянием - и это фильм явно спасает.
По большому счету, ничего особенного создатели картины, работавшие под чутким руководством продюсеров «Первого канала», не сотворили. Не особо скрываясь, они внимательно перелопатили классику советского кино, такую, как «Джентльмены удачи», «Усатый нянь», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» и т. д., и выдали свою интерпретацию, опираясь на харизматичную парочку Дюжев и Безруков, не игравшую вместе аж со времен «Бригады». Понятно, что почти ничего из происходящего в «Каникулах» на самом деле быть не могло, но надо быть изрядным ханжой, чтобы вменять режиссеру, сценаристам и актерам претензии насчет недостоверности. Все-таки толковых, нескучных и непошлых комедий отечественного разлива, да еще таких, на которые можно пойти всей семьей, не опасаясь за последствия для неокрепшего детского сознания, не было достаточно давно.
«Саня и Космос снова вместе» плюс еще несколько поводов для радости целевой аудитории. Главный из них – фильм действительно неплохой. Хотя фамилия режиссера и внушала большие опасения, но результат, слава богу, превзошел ожидания. Создатель телесериала «Есенин» Игорь Зайцев снял добротную и крепкую семейную комедию, которую с чистой совестью можно рекомендовать всем, желающим скоротать вечерок, причем вне зависимости от возраста. Вольная вариация на тему знаменитой серии анекдотов «зэк откинулся и устроился воспитателем в детский садик» у него получилась смешной, на удивление не пошлой, почти не натужной и весьма динамичной.
Обещание почти сдержали. Когда Безруков в костюме черта выглядывает из выреза сердечком в двери дощатого сортира и пугает начальника своего лагеря — это смешно. Или когда Дюжев обманыевает отсидевшего пятнадцать лет урку, что за эти годы произошла сексуальная революция и девушкам теперь нужно прямо говорить, чего от них хочешь — это тоже смешно. И если мальчик из „Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен“ спросит свое незабвенное: „А че это вы здесь делаете?“, ему ответят: мальчик, не вертись. Жанр „народной комедии со звездами“ соблюден, замечательному Безрукову очень идет фикса, хорошему Дюжеву — образ народного артиста. А если кому вдруг не смешно, тому, как говорила Мордюкова в "Бриллиантовой руке», газ отключат.
Фильм несмешной. На всем экранном протяжении "Каникул.." звучат всего несколько шуток и возникают нелепые забавные ситуации, вызывающие не хохот, а лишь легкую улыбку. Понимая, видимо, эту свою слабость, так называемая комедия попыталась выехать на душевности и женской чувствительности к суровым мужикам, воспитывающим детей. "Каникулы строгого режима" претендовали на душевность и добрую иронию, но обе этих задачи провалили. Реклама отняла слишком много сил – из розового дыма пиар-шумихи вышла средняя ситуационная комедия без хороших шуток, красивые глубокомысленные титры которой вызывают одно недоумение.
Понятно, что это несколько странная затея — вносить в список достоинств фильма отсутствие у него недостатков других картин; но ситуация с новым русским кино в последнее время такая, что всё вышеперечисленное и правда нешуточное достижение. То есть, в ситуации с «Каникулами строго режима» вышла этакая боевая ничья. Они легко могли бы стать фильмом как чудовищным, так и весьма неплохим — но предпочли остаться на уровне безобидного нуля. Тоже, в общем, позиция.
Отечественную традицию, когда у нас вместо чего угодно получается танк (в другом варианте — автомат Калашникова), видимо, следует уже начать воспринимать с известной долей не стоицизма, но гордости. Потому что если даже в важнейшем из искусств у нас вместо криминальной комедии выходит владимирский централ, вместо детской комедии ералаш, а вместо просто комедии — очередной римейк, то такова уж, видимо, наша самобытность, с которой ничего не поделаешь. Есть такие фильмы, которые даже ругать не хочется, ибо забываются они ровно через пять минут после финальных титров. И только два вопроса продолжают свербеть — причём тут была вся эта Япония и какой у этого чуда бюджет?