В фильме Бросок кобры от египетских пустынь до полярных льдов элитная команда G.I. JOE, используя шпионское и военное оборудование нового поколения, сражается с коррумпированным оружейным бароном Дестро и таинственной организацией Кобра, которая хочет загнать мир в хаос.
Экшен в "Броске Кобры" продолжается почти непрерывно – те, кто в детстве мечтал о фильме-сплошном-сражении, здесь могут черпать драйв большими ложками. Сюжет задвинут не на второй даже, а на десятый какой-то план и сведен до уровня самых примитивных детских комиксов. С одной стороны – "Что вы хотели от экранизации серии игрушек?", а с другой – в "G.I. Joe" так грамотно смоделирован баланс сил (девочки-солдатики и ниндзи с мечами поделены поровну) и так эффектно выстроен сюжет, не перестающий увлекать неожиданными поворотами и флэшбеками, что на глупости перестаешь обращать внимание. Стивен Соммерс извлек все уроки из неудачи с франшизой про Ван Хельсинга – и теперь возвращается с ураганно бодрой летней историей, полной милитаристского фетиша, с яркими героями и захватывающим действием. "G.I. Joe" заканчивается эффектным крючком-мостиком к продолжению – и эта франшиза Соммерса просто обязана состояться! Парни из Джи ай Джо в атаке – это настолько круто, что даже ‘giant robots’ Бэя на их фоне несколько блекнут.
Простые, но приятные герои, милая история, не упускающая случая пальнуть из каждого повешенного на стене ружья и умело готовящая почву для будущих сиквелов, а главное – отличный, безостановочный, всепоглощающий и беспощадный экшн. Вот он — правильный рецепт хорошего летнего блокбастера. И Стивен Соммерс выучил его на зубок.
«Бросок кобры» — типично соммерсовская работа; так же, как «Ван Хельсинг» был любовно сшит из тысячи лоскутков, надерганных из классических ужастиков студии «Юниверсал», «Кобра» собрана по кусочкам из множества более современных блокбастеров про супер-героев, супер-шпионов и супер-машинки. При желании тут можно найти отголоски чего угодно, от «Людей Икс» до Бонда. Но, Соммерс, в общем-то, ничуть не стесняется своих заимствований — в этом плане он скорее напоминает этакого начитанного мальчишку из пионерлагеря, который в своих рассказах вечером у костра лихо сплетает свою собственную захватывающую историю из множества отрывков из любимых книжек. Соммерс делает из «Броска кобры» два часа разноцветного мультипликационного безумия не потому, что не умеет по-другому, как предполагают многие противники режиссера. Вовсе нет — он делает так потому, что считает, что именно так и нужно. И по выходу с «Броска кобры» с ним, честно говоря, совсем не хочется спорить.
На самом деле, и это становится очевидно уже минуте на десятой, перед нами альтер-эго не чего-нибудь, а «Трансформеров 2». Вторые трансы, какими они должны были быть, но какими не стали. Пусть без «гигантских человекоподобных роботов», но зато, загибайте пальцы: с нормальным «другом главного героя», который шутит, но не пошлит (Уэйанс, ты?!), который не нуждается в сценарных репликах «ты уже когда-нибудь заткнёшься, а?», обладает собственным характером и не выглядит так, будто его по недоразумению забыли вычеркнуть из сценария только потому, что его исполнитель — племянник продюсера. С тщательно выстроенным «детским» рейтингом, который отнюдь не заключается в шутках про жопы и яйца, а состоит в том, чтобы весь фильм что-нибудь дралось, перестреливалось, взрывалось, неслось, крушило и орало благим матом, но при этом фильм можно было бы смело показывать десятилетним детям. Оказывается, для приятного кинопросмотра их так уж много и не нужно. Один по сути у фильма минус — Соммерс, как режиссёр старой закалки, сумел снять слишком дорогое для нынешних времён кино.
Секрет Соммерса, очевидно, в том, что он и не пытается скрыть сюжетные колдобины, а скорее, наоборот – протаскивает по ним зрителя, заставляя подпрыгивать на виражах и задерживать дыхание, как при вылете в верхние слои атмосферы. Как все это сработает и состоится ли однозначно заявленное в финале продолжение, покажут сборы, но результат поистине удивительный. Где-то к середине и вовсе перестаешь обращать внимание на неувязки и наивную дичь сюжета и выходишь из зала с ощущением пусть довольно животного, но все же удовлетворения, которое, в общем, и должен приносить нормальный боевик.
У Соммерса получилось кино для мальчиков, любящих поиграть в войнушку, руководя красивыми, вооруженными до зубов игрушками, причем неважно, осязаемыми, или на экране монитора. Минус это или плюс — не совсем понятно, но очевидно, что эта оглушительная сверкающая дребедень производит достаточно сильное впечатление во время просмотра и столь же успешно забывается вскоре после его окончания. Как после надписи «Game Over», возникшей после успешного прохода очередного уровня. Развлечение в чистом виде — на любителей, каковых, впрочем, очень много. Безобидное (ничего такого, что нельзя было бы показать ребенку, тут нет), увлекательное и откровенно бессмысленное. Одним словом — игра в солдатики XXI века, только без участия самого игрока, которому не надо никого переставлять и ничего нажимать, а просто смотреть. И ничего больше.
"Бросок Кобры" — на редкость простое кино. В нем нет постапокалиптического арт-пафоса и жизни за гранью выживания, как в "Терминаторе 4". В нем нет громадных железных яиц и жестокой роботопорнографии для детей, как в "Трансформерах". Люди в нем сражаются с людьми, что уже, кажется, редкость, а любителям абсурдных зрелищ предоставляется подъеденная наножуками Эйфелева башня, падающая в Сену. Правда, некоторые ищут в кино великих мифов, противостояние человека и машины, выяснение, что такое, собственно, есть человек или каково человеку на фоне битвы титанов — а тут этого всего, увы, не водится. Так что у "Броска Кобры" в кино нет конкурентов.
Фильм получился своеобразный. Если совсем отключить мозги - тогда, может, даже и понравится, ибо все боевые сцены нарисованы очень даже здорово. Но если вас сразу начнут раздражать тупые рожи персонажей Татума и Куэйда, а также произносимые ими диалоги двадцатой степени дебильности - тогда впечатление будет здорово испорчено, если вы не догадаетесь вовремя принять горячительного. Ну а если вы настолько идиот вроде меня, что начнете задумываться над тем бредом, который они нагло именуют "сценарием", тогда потребуется очень и очень много горячительного, чтобы заглушить в себе остатки мозговой деятельности и наслаждаться исключительно мелькающими на экране картинками.
Все как-то смутно вспоминается. Все бегают-стреляют, Марлон шутит-балагурит, но ни одного кадра не застряло в голове, кроме (что в общем-то не мудрено после не раз пересмотренных трейлеров) падения Эйфелевой башни. В общем, мы получили типичное для Соммерса кино. Со спецэффектами и юмором, музыкой Алана Сильвестри, Бренданом Фрейзером в небольшой роли и, конечно же, непобедимым Арнольдом Вослу. Пожалуй, ради него и Рэя Парка стоит посмотреть это кино, пусть оно и забудется через десять минут после просмотра…
Не могу не воздать авторам должного за зрелищность и изобретательность вступительной части фильма: и интригующего экскурса в прошлое рода МакКалленов, оставивших свой след в Истории2, и первого боестолкновения Дьюка с посланцами могущественного врага – безликого командира теневой организации «Кобра». Однако далее фильм, действие которого развёртывается в «не таком уж далёком будущем», обрастает всё более навязчивыми и даже – не совсем научно-фантастическими элементами. Причудливые транспортные костюмы, по своим техническим характеристикам напоминающие НЛО, необыкновенного разрушительного воздействия оружие, включая прожорливых «наномитов», специальные средства, позволяющие многократно усилить человеческие возможности… Всё это создаёт предпосылки для отнесения ленты не к бесчисленным боевикам, посвящённым подвигам элитных диверсионных подразделений, а к комиксово-фантазийным произведениям.
В принципе, ничего необычного не произошло. Стивен Соммерс, на счету которого три «Мумии», снял стандартный юмористический фантастический боевик (там даже Брендан Фрейзер в эпизодической роли, главный герой тех самых «Мумий»). Стандартный и, в общем-то, довольно пустой: драматургических мотивировок хватает на короткометражку, а всё остальное время потрачено на бои, бои, бои по старинке (ну там кунфу, ниндзя...) и с применением суперских «гаджетов» - их описание заняло бы слишком много места и времени. В «...кобре» для достижения галлюциногенного эффекта заставили взлетать в воздух десятки взрывающихся машин (скорей всего, компьютерных). С трансом не получилось, но ощущения бредовости происходящего авторы добились с блеском. Наверное, в отсутствие смысла и эмоций (картина холодна, как антарктический лёд, даже юмор не спасает), бред — это не самое худшее.
Вот что самое странное с «Броском кобры»: сидишь в современном мультиплексе, внимательно наблюдая за перипетиями сюжета сезонного блокбастера, рядом с тобой шуршат дурно пахнущим попкорном, охранники рыщут по рядам в поиске запрещенной фототехники, а на экране — очередная фантастическая дичь, снятая по детским комиксам. Всматриваешься в действо долго и упорно, а потом вдруг ловишь себя на мысли, что ничегошеньки толком не понимаешь. От кого там бегут, с кем воюют, кто вообще все эти люди? Ощущения такие, словно попал в далекий 1928, в день премьеры 15-минутного «Андалузского пса» авторства великого представителя сюрреализма в кинематографии Луиса Бунюэля. В наши дни классика старательно адаптируют под школьников младших классов, только должный макабр, где улыбающейся красавице рассекали глаз острозаточенной бритвой, похоже, вырезан цензурой. Тем не менее, и здесь не без насилия. Первой метафорической бритвой зрителю бьют по глазам, второй же — непосредственно по мозгу. Терпеть жестокие выходки авторов-создателей приходится ровно 107 минут.
Несмотря на то что сценарий сочиняли целых пять могучих умов (включая даже таких взаправду одаренных людей, как Дэвид Эллиот, соавтор «Наблюдателя» Джо Чарбэника, и Стюарт Битти, один из создателей манновского «Соучастника» и «Пиратов Карибского моря»), словесная часть фильма не продвинулась дальше характерных восклицаний: «Мы должны узнать о них всё что возможно», «Когда остальные сдаются, мы идем до конца» и – бесспорный шедевр стиля – «Постойте! Нет! Вы что?! Мы хорошие!». Визуальной части фильма вряд ли повезло больше: каждую секунду все непроизвольно подпрыгивает и взрывается, в кадре царит полнейший хаос, а единственная сцена, производящая хоть какое-то впечатление на фоне бездарной операторской работы и монтажа, – та, что повествует о событиях в Восточной Африке, – откровенно содрана с «Падения “Черного ястреба”» Ридли Скотта. Остается непонятным только одно: как в подобный кавардак создателям «Броска кобры» удалось затащить великого актера Джонатана Прайса, играющего роль американского президента. Возможно, впрочем, Прайс просто ошибся съемочной площадкой, особенно если учесть, сколько времени отведено его персонажу.