События фильма 13 район: Ультиматум происходят спустя два года действия оригинальной картины. Стена, отделяющая район от остального города, по-прежнему на месте и в её пределах правят пять банд, которые пытаются поддерживать порядок. Однако при попущении правительства хаос все равно нарастает, и Лейто и Дамьену вновь предстоит отправить в 13-й район для спасения Парижа.
В новом «Районе» всё очень по-бессоновски — главные герои немногословны и брутальны, но на самом деле мягкие и чуткие внутри (в остроумнейшей ранней сцене Дамьен расшвыривает врагов с помощью подлинника Ван Гога, стараясь при этом его не покалечить), а шуточки прямолинейны почти по-пионерлагерски (вплоть до долго подготавливаемой рукопашной схватки с серьёзным противником, заканчивающейся в секунду стремительным ударом по яйцам). В какой-то момент появляется прекрасная не очень одетая женщина с подведенными глазами — ну разумеется — и расшвыривает несколько человек врагов голыми ногами. И весь фильм компактной ракетой проносится мимо так стремительно, что даже не успеваешь испытать раздражения от того, что кого-то из героев озвучил певец Тимати. Согласитесь — достижение нешуточное.
Что в результате? Дурацкий сюжет, на котором я изо всех сил постарался вообще не включать голову, несколько совершенно роскошных сцен с паркуром и всякими драками, заметно больше колоритных персонажей, так что в общем и целом посмотрел даже не без удовольствия. Считаю, что сиквел, как ни странно, лучше первого фильма. А Раффаэлли и Бэлль - просто супер, особенно Раффаэлли.
По большому счету, Бессон и его подопечный режиссер Патрик Алессандрин не продемонстрировали ничего нового — и это тот самый случай, когда стоит добавить: и слава богу. Энергия бьет с экрана ключом, нехитрые сюжетные коллизии уступают место мастерски выполненным трюкам, а само зрелище захватывает и веселит одновременно, не давая времени на передышку. Развлечение в чистом, не замутненном логикой и прочими умственными излишествами виде, местами — откровенно глуповатое, но от этого не менее увлекательное, как праздничный фейерверк, развеселая хлопушка, простота которой очевидна, но все равно вызывает восхищение и широко открытые рты у ее наблюдающих.
Боязнь слабоумия есть признак малодушия. Когда в видеосалонах показывали "Двойной удар", почему-то общая нелепость сценария и постановочный балет массовых драк никого не смущал, эту чепуху пересказывали друг другу ученики средней школы и студенты-физтехи, а Ван Дамму впору было давать Героя России за его подвиги. Так что, признавая, что "13-й район: ультиматум", продолжение открывшего большому экрану паркур криминально-гимнастического проекта Люка Бессона — это откровенно плохое и запредельно глупое кино, хочется спросить: а что, теперь плохие фильмы любить не полагается?
Своим настроением и, главное, разлихим, безостановочным развёртыванием событий «сиквел» прекрасно соответствует подзаголовку. На поверку ультиматум объявляют вовсе не горемычным обитателям злополучного района. Проникнув в логово влиятельных наркоторговцев, так и не дождавшись поддержки со стороны отряда специального назначения, Дамиен вынужден в одиночку противостоять толпам приспешников могущественных преступников, используя в качестве оружия лишь… картину Ван Гога. Такого проявления любви к искусству в кинематографе восточных (или давно – западных?) единоборств ещё точно не доводилось видеть! Ранее довольствовавшийся нивой куда скромнее, Сирил Рафаэлли с успехом опровергает представления о себе лишь как о талантливом координаторе трюков, не выделяющемся особой харизмой, – и, по сути, занимает место главной «звезды». Ещё чуть-чуть – и уже он, а не Давид Бель займёт место (в том числе за пределами Франции) ведущего специалиста по захватывающему дух паркуру. Да и в целом картина, несомненно, обладает значительным энергетическим запасом, обдавая зрителей мощной волной.
Продолжение фильма Пьера Морелля (он снял первый «13-й район») уделяет паркуру чуть меньше времени, чем хотелось бы тем, кто еще помнит первый фильм, но добирает свое на поле политической сатиры, неожиданно злой и веселой. Многие вещи названы тут практически своими именами — например, злобные застройщики «Гаррибертон» — это, очевидно, печально известный американский «Хэлибертон», отличившийся на ниве распила бюджета иракской (и не только) кампании. В то же время по гамбургскому счету «Ультиматум» — совершеннейший «Мужской сезон»: да, сценарист Бессон видит некоторые перегибы во внутренней политике, но всем сердцем верит в добре руководство, которое в финале даст честное президентское слово любить «либерте» и «эгалите». А как же «трамвай» — в предвыборной программе Саркози обещал научить французов работать!
Продолжение одного из самых бодрых боевиков фабрики Люка Бессона ни по каким статьям не уступает первому фильму. Это по-прежнему брызжущий энергией, смешной, нахальнейший и популистский аттракцион. На месте все фетиши продюсера и сценариста: паркур, обстоятельные драки, негры с пушками, полуодетая китаянка против четверых спецназовцев и т.д. И характерное чувство юмора: главный герой первые несколько минут представлен голой жопой в стрингах, а в следующей сцене избивает дюжину врагов подлинником Ван Гога.
Очень жаль, что ничего более умного создателям сиквела в голову не пришло. Впрочем, первая часть тоже умом не блистала, но воспринималась на ура из-за всеобъемлющего главного героя, имя которому – Паркур. Увы, во второй части паркур не выглядит столь свежо, многие трюки повторяются, но без огонька. Самые эффектные экшн-сцены тоже можно упрекнуть в отсутствии оригинальности: драка за честь картины Ван Гога отдает джекичанщиной, а лихачество на машине внутри здания чем-то из ряда вон выходящим назвать трудно. Но окончательно добивает откровенно тупая концовка, сводящая на нет все усилия по поддержанию на плаву и без того дебильного сюжета.
Первая часть худо-бедно проглатывалась за счёт своей уникальной плотности и рэдбульной динамики, а сейчас же из-за переизбытка пафоса, который местами граничит с кретинизмом, думаешь лишь о том как бы не сблевать. Финальный приговор - роли озвучивали: Тимати, Батишта, Баста. А Белля жалко очень, он всё-таки большой молодец - паркур придумал.