Фильм Бедные-несчастные это фантастическая мелодрама о женщине, пытавшейся вырваться из-под угнетения жестокого мужа и покончившей с собой, бросившись в реку. Однако же амбициозный учёный вылавливает её тело и чтобы вернуть героиню к жизни вживляет ей мозг её не рождённого ребёнка, буквально заставляя прожить всю жизнь заново, знакомясь с окружающим миром совершенно по-новому. Но к чему приведут такие смелые эксперименты зрители и узнают, посмотрев это кино Йоргоса Лантимоса. На Каннском кинофестивале 2023 года фильм взял Золотого льва в главной номинации.
Фильм Лантимоса бросает смотрящим вызов каждым своим кадром, начинаясь как сюрреалистическая комедия он превращается в размышление о женской свободе, где главная героиня каждый раз задается искренними с точки зрения ребенка вопросами о сложном мире взрослых, иногда находя ответы на них, а иногда – нет. Это картина о женщине, открывающей себя заново, работающей над собой, но в строгом соответствии со своими собственными правилами.
Новый фильм Йоргоса Лантимоса содержит все качества шедевра. «Бедные-несчастные» — картина, по которой будут вспоминать 2023 год.
Фильмы такой породы снимают не каждый год и даже не каждые десять лет. Многие артисты не дожидаются ролей идеально подогнанных по исполнительской фигуре, а зрители — кинолент, которые одновременно могут окутать сладкой дремой и раскрыть глаза.
Весь фильм — своего рода роман воспитания, вернее, пародия на него. Нам предстоит узнать, как и кем вырастет Белла, но здесь не будет никаких скидок и условностей, которые часто сопутствуют жанру.
Смешная, метафоричная, гротескная и визуально притягательная постановка о трудностях самопознания, пути художника, месте женщины в современном обществе и о том, как сложно стать настоящим человеком.
У Лантимоса получилась красочная сказка для взрослых, очаровательная, смешная и местами саркастично злобная. Среди неоспоримых достоинств «Бедных-несчастных» — запоминающийся дизайн, актерские работы, четко выстроенная композиция фильма. Вот только в конце, когда все сводится к банальным тезисам в духе «мое тело — мое дело», остается ощущение вторичности.
Йоргос Лантимос весь фильм реанимирует зародыши кинематографа — от Мельеса до немецкого экспрессионизма и хорроров Золотого века Голливуда — с помощью электричества современных трендов.
Фантасмагория Лантимоса также похожа на мрачные сказки Тима Бёртона и антиутопии Терри Гиллиама. Однако при столь богатом бэкграунде «Бедные-несчастные», безусловно, являются самостоятельным и оригинальным авторским высказыванием. Все неожиданные придумки дополняют друг друга, а не вступают в конфликт.
Авторам удалось поднять множество интригующих, не теряющих свою актуальность тем. Безусловно, появление картины в каждой второй номинации на предстоящем «Оскаре» не выглядит оправданным, но, к примеру, в номинациях на «лучший адаптированный сценарий» (да, это экранизация книги) или на «лучшую женскую роль» фильм и её главная актриса вполне способны одержать достойную победу.
Это динамичное кино с красивой картинкой — костюмеры, гримёры, декораторы и художники отработали все деньги. Даже топорное местами CGI не раздражает, а подчёркивает общую буффонадность вымышленного мира. И будь становление Беллы драматургически законченным, а не смазанным невнятной концовкой, фильм можно было бы смело записать в шедевры.
Занимательное кино, которое выделяется среди артхаусных картин дерзким и грубым, но в то же время тонким и чувственным посланием о человеке. Йоргос Лантимос с «черного хода» подошел к темам о «ужасности» и «прекрасности» человеческой жизни и личности. Как и в сказках, каждая идея в «Бедных-несчастных» работает через преувеличение – чтобы высказывание было услышано, режиссер делает его как можно громче и утрированнее.
"Существо, непохожее ни на что, что вы когда-либо видели", - характеризует свою героиню Йоргос Лантимос. Он мастер создавать нечто ни на что не похожее, но при этом вскрывающее какие-то глубинные нарывы человеческого сообщества - это знают все, видевшие его фильмы "Лобстер", "Убийство священного оленя", да и ту же "Фаворитку".
Приключения и злоключения Беллы приводят ее к свободной любви и социализму — двум соблазнительным концепциям, по которым хорошенько пройдется грядущий ХХ век. Вот он, настоящий ретрофутуризм. Как объяснить, что кино, посвященное этим древностям, давно не выглядело таким свежим, смелым, живым?
Лантимос не был бы Лантимосом, если бы после всего этого большого пути самопознания ласково не потрепал бы Беллу по голове. Ведь судить мужчин, которых не надо даже превращать в козлов, как в «Лобстере», и так с ними все понятно, зрители готовы сами без посторонней помощи. Но не тут-то было!
Лантимос переосмысляет миф об изгнании из Рая и историю монстра Франкенштейна, чтобы донести простую мысль: отстаньте от женщин. Возможно, мысль слишком фундаментальная и радикальная, но надо же с чего-то начинать.
«Бедные-несчастные» — размышление о том, каким может быть мир, построенный свободными и любимыми людьми. И, как и всегда у Лантимоса, это то ли сладостная сказка, то ли антиутопия не для слабонервных.
Оказывается, бедным и несчастным быть абсолютно нормально, поэтому в любой момент вы можете пересадить мозг козла своему ненавистному бывшему мужу-абьюзеру. Не стесняйтесь, весь мир в ваших руках!