Фильм Белый список расскажет о расследовании 2015 года, когда в Подмосковье для расследования загадочного самоубийства девушки, попавшее в газеты и прогремевшее на всю Россию, приезжают двое следователей - молодой и амбициозный карьерист и его опытный коллега, собравшийся уже выходить на пенсию. И чем глубже они погружаются в это странное дело, тем всё больше вопросов появляется у детективов, а расследование затягивается на долгие годы.
Герои «Белого списка» сплошь ненадежные рассказчики и невнимательные наблюдатели, так что решить, какая из выдвинутых версий случившегося «правдивая», может только сам зритель. Кроме того, это не первый, но один из самых удачных российских фильмов последнего времени, осмысляющий пространство «муравейника».
В конце концов «Белый список», конечно, становится высказыванием обобщённым — о вездесущности и банальности зла, перед которым человек чувствует своё бессилие. Потому и страшно: страшно смотреть в глаза цинику интеллектуалу, который становится почти дьяволом новой реальности (кстати говоря, разговор с ним в финале — сильнейшая сцена фильма), страшно подумать, что всё и правда «происходит естественным образом» «в силу скучных до омерзения биологических причин».
Сильный социальный комментарий на актуальные темы, вызывающий разные чувства — от ярости из-за всеобщего равнодушия до ощущения беспомощности перед кошмаром бытия. Ясно одно: пока мы придерживаемся принципа «моя хата с краю» и не проявляем эмпатию, здесь ничего не изменится.
Алиса Хазанова и Роман Волобуев создали затягивающую, виртуозную, страшную и непредсказуемую картину, оголив проблемы коллективной ответственности, бездействия и монотонности системы, разногласий и недопонимания между поколениями, вездесущего зла, обмана и страха, разрушающих жизни. Режиссеры по крупицам собрали «улики», чтобы ответить на вопрос: «Кто виноват?». Вот только ответ оказался довольно неясным и пугающим.
К финалу «Белый список» словно находит козла отпущения — конкретного человека, на которого можно «повесить несколько трупиков». Но в действительности заключенный — лишь вершина айсберга, и корень проблемы подростковых самоубийств куда глубже. В мире, созданном Алисой Хазановой и Романом Волобуевым, выбирать корни из почвы, кажется, никому не выгодно: нужно тратить время, прикладывать усилия — того и гляди можно сойти с ума.
«Белый список» — честный, но теряющийся ближе к финалу триллер: уверенно нагнетается саспенс, в центре сюжета загадка, а зрители ощущают тревогу хотя бы за своих детей, ведь Волобуев и Хазанова обращаются к узнаваемому бытовому реализму. Картина не разочарует как любителей авторского кино, так и широкую аудиторию.
«Белый список» — это не то кино, которое даёт ответы, это кино, которое заставляет задуматься. Данных статистики суицидов среди школьников нет в открытом доступе. Тема как будто бы специально замалчивается в государственных масштабах. Сам факт существования «Белого списка» — это поступок социального значения, при этом картина получилась весьма зрительским, доступным проектом с увлекательным детективным сюжетом. Редкий по меркам отечественного кино баланс качества исполнения и смыслового наполнения.
Кажется, авторов намного больше привлекает жанр, криминальная интрига, нежели чем желание погрузиться в темноту острейшей проблемы.