В фильме гонконгского производства Безумный следователь для расследования серии зверских убийств, потрясших город, молодой полицейский объединяется с бывшим следователем, обладающим сверхъестественными способностями.
Хитрость в том, что объективный взгляд камеры в «Безумном следователе» мирно сосуществует с субъективным видением главного героя — и потому тот или иной персонаж предстает то в привычном облике, то в виде, скажем, тусовки из семи человек, суетливо выясняющих отношения между собой. Самое удивительное, что к чехарде реальных и виртуальных персонажей быстро привыкаешь и вовсе не путаешься — наоборот, все становится предельно ясно. Уже одного такого искусного финта ушами было бы достаточно, чтобы признать «Безумного следователя » самым необычным фильмом нашей прокатной осени. Но фильм — не просто головоломка, интеллектуальный выпендреж, который можно воспринимать одним лишь разумом. Это настоящее гонконгское кино — а значит, лирика здесь уравновешена черным юмором, а красоты ночного города — суровой правдой жизни.
Умудриться на этом балаганном, в общем-то, приеме выстроить целый фильм, да так, чтобы экран плавился от напряжения, может, кажется, только один режиссер в мире. Красть, впрочем, Джонни То (который сейчас переснимает «Красный круг» — как бы не умереть от счастья) особой нужды и нет: не нужно быть Бунем, чтобы увидеть, как великие режиссеры прошлого сами толкаются за спиной смешливого китайца, споря, чья именно сейчас очередь действовать от его имени.
«Безумный следователь» не просто фантастически красивое кино, безупречно снятое постоянным оператором Джонни То Чен Сиу Кёном. Как и в случае с Running On Karma, сюжет «Безумного следователя» лишь завернут в обертку остросюжетного жанрового кино — и главным здесь опять становится не поиск убийцы, а нечто совсем иное. В этой виртуозно закрученной истории сосуществуют две реальности: обычная, которую видят окружающие Бана люди, и виртуальная — та, которую видит он сам. В отдельной реальности безумного детектива все предстает в ином свете: внезапно пошедший дождь оказывается знаком, посланным свыше, инспектор Хо превращается в маленького запуганного мальчика, а вместо главного подозреваемого Бан порой видит шумную компанию из семи «внутренних личностей» разного пола и возраста, постоянно выясняющих отношения между собой.
В «Безумном следователе» То на пару с Ка-Фай Ваем превзошел самого себя. Мало того, что в фильме единственный положительный герой, которому любой психиатр поставит однозначный диагноз – параноидная (да, именно параноидная) шизофрения , так еще То заставляет нас практически весь фильм смотреть на происходящее его глазами. Мы видим реальную сущность героев, некоторым из которых мало одного тела, чтобы выразить ее во всей полноте. Казалось бы, что может быть интереснее? Но режиссеры делают еще более хитрую вещь: во второй половине фильма нам периодически показывают настоящих людей, их привычный облик, но чаще всего тогда, когда в кадре нет главного героя. Но в эти моменты зритель, уже зная ипостаси всех персонажей, сам невольно видит их сущность, сам становится безумным следователем.
Азиатские кинематографисты по-прежнему держат марку, всякий раз услаждая эстетический вкус любителей фильмов действия энергичностью развёртывания экранных событий, мощной и изощрённой интригой, парадоксальностью трактовки человеческих характеров. Вот и тандем режиссёров из Гонконга, Джонни То и Ка-Фай Вай1, демонстрируют творческое безумство – в лучшем смысле этого слова. Силой воздействия на психику зрителя, в том числе явно деструктивного характера, их лента, пожалуй, даже превосходит работы коллег-единомышленников из Японии. Ведь самое интересное и в конечном итоге важное в картине – то, что прорывается за изысканные шутки и ребусы и жанровые условности, препарируемые с особым восторгом и изобретательностью.
Китайцам удалось невозможное — сдвинуть с мертвой точки "висяк", в котором пребывает последние много лет целый киножанр, и снять один из лучших фильмов "нулевых", с которого, судя по всему, и нужно теперь отсчитывать для более нормальных детективов новую координатную прямую. Как и всякий обычный подсолнух стал в определенный момент истории немножко подсолнухом Ван Гога, у каждого обычного сыщика должно быть теперь немножко отрезанное ухо. Иначе — скучно.