Маленькие дела и маленькие события перерастают в большие сенсации, первые полосы и головные боли для всех участников расследования. Это то, к чему мы давно приучены, что предугадываем и чему не удивляемся. Два часа кучка сценаристов намеренно ведёт нас по предсказуемой дорожке к не менее посредственному финалу, но перед самым финишем хитро подмигивает, ногой с разворота разбивая ваши ожидания. Не без отступнических недомолвок, но… как чертовски ловко!
Первое, что привлекает внимание к картине – звездный актерский состав. Рассел Кроу каждую свою роль делает уникальной и выдающейся, и «Большая игра» не становится исключением. Бен Аффлек создает противоречивый персонаж, трактуя его в трагическом ключе. Таким образом, интеллектуальный триллер «Большая игра» строится на прекрасной актерской игре, совмещенной с острым сюжетом и выстроенной драматургией. Надо сказать, что фильм, построенный на столь крепком основании, ждет заслуженный успех.
Бывает такое отдельное кино — про него вроде и дурного сказать решительно нечего, поскольку сделано всё очень грамотно, но в то же время и доброго слова в его адрес почему-то никак не находится. «Большая игра» — как раз из таких фильмов; вроде бы ладный, неплохо скроенный триллер про журналистские расследования и коррупцию в верхних эшелонах власти, недурно разыгранный довольно сильным актёрским составом. Ровно такой же, как ещё много сотен подобных, что были сделаны до него.
В «Большой игре» все на своих местах, и полиция против журналистов, и старая школа против новой, ежедневная газета против блогов, ну и, конечно, «придержите печать - это будет взрыв!». Никогда не представлял, но скажу, что Рассел Кроу становится жемчужиной любого фильма, в котором участвует. И ощущение, что ты смотришь что-то очень масштабное, пускай, и не очень современное, не покидает тебя. Пожалуй, здесь «Большая игра» даст фору многим, и только «Бобби» со своим целым городом внутри фильма ушел дальше. Быть может, главная проблема «Большой игры» не предсказуемость и не заезженность образов и средств, а тусклые актерские работы. На три скучных персонажа здесь приходится одна Хелен Миррен или, скажем, Джейсон Бейтман. В конце концов, в чем еще обвинять фильм, где Рассел Кроу лучшее, что есть.
Конечно, многое в удачном художественном (особенно драматургическом) решении принадлежит авторам одноимённого британского телесериала, взятого за основу, который произвёл на аудиторию и критиков сильное впечатление в 2003-м году. Однако и Кевин Макдональд – не просто приспособил чужие находки к злобе дня. Он осторожно развивает лейтмотив своей самой признанной работы, «Последний король Шотландии» /2006/, развенчивая прекраснодушные иллюзии и крайне своевременно напоминая о той ответственности за свои поступки, слова и мысли, что должен нести каждый. Без исключения.
Авторы «Большой игры» не рискуют зайти в своих выводах далеко, поэтому слегка циничный, но умный, честный и совестливый длинноволосый журналист Washington Globe в исполнении Расселла Кроу в итоге добивается того, чтобы гражданское общество раздало всем слонам по серьгам. Мы-то, однако, не можем не понимать, что в век диктатуры информационных технологий любой самый честный человек, особенно журналист, – полноценная фигура на адской шахматной доске, с которой можно сойти только будучи съеденным другой фигурой.
Снятая на основе спродюсированного BBC популярного британского минисериала, на американской почве «Большая игра» смотрится не менее, а то и более органично. Немного адаптации – и получился политический триллер, в котором сосредоточились все вопросы, что так любит, а главное умеет, ставить голливудское кино. Тут всплывает и тема политических полномочий, и тень заговорщической паранойи, и усиление военного влияния, и обсуждение роли СМИ. Другое дело, что, признав за «Большой игрой» все достоинства, никак не получается обойти стороной ее единственный, но существенный недостаток. «Большая игра» — кино правильное до скрежета в зубах, стерильное, как школьная программа.
Жидкий супчик, который создатели "Большой игры" пытаются выдать за наваристую картину мира, к реальности имеет мало отношения. Эпоха великих журналистских расследований осталась позади, а если нужно найти компромат — просто google it. Деятельность Blackwater — результат не заговора, а последовательной политики предыдущей администрации, предполагающей передачу по возможности всех функций государства частным подрядчикам. Так что, потеряв надежду на откровение, остается смотреть, как Рассел Кроу талантливо морщит лоб и как талантливо сидят костюмы на Бене Аффлеке. Это и правда красиво.
«Большая игра», достаточно крепкий конъюнктурный триллер, соединяет в себе две вечно интересные для публики темы — разоблачение механизмов работы СМИ и политики. Ничего нового, зато все правда: политическая линия приведет к злоупотреблениям в сфере приватизации нацбезопасности, а журналистская — к доступному разъяснению, чем бумажная пресса лучше электронной. В фильме много стреляют, есть пара резких сюжетных виражей и рокировок, границы морали персонажей размыты, что всегда приятно. Но роль и возможности прессы тут очень сильно преувеличены.
О том, что это адаптированный британский мини-сериал, не догадаться в жизни. Набивший руку на параноидальных триллерах сценарист Тони Гилрой штампует эпизоды с невозмутимостью газетного пресса, без которого тут тоже не обойдется. Кроу (поскольку журналист, длинноволосый) рыщет с блокнотиком, Аффлек играет желваками, ценные свидетели выскакивают чертями из табакерки, «это первая полоса!», «задержите типографию!» и т.д. Наемный убийца расхаживает в майке с разоблачающим его логотипом. Благодаря, в первую очередь, запутанным сексуальным связям наскоро обозначаются и столь же лихо решаются моральные дилеммы.