В фильме Большой рассказана история юной балетной танцовщицы Юли, которую в маленьком шахтёрском городке случайно заметил бывший известный артист большого театра, взяв под своё крыло. Уверенный в блестящим будущем своей подопечной, он отдаёт её в московскую балетную школу, однако путь к самой главной сцене страны лежит через путь сложных тренировок и полон самых разных жизненных препятствий.
Если искусство требует жертв, то обычная жизнь иногда просит еще больше. И понять, что для тебя важнее, значит найти свое предназначение в жизни, и стать лучше не просто как балерина, но и как человек вообще.
Тодоровский с ходу показывает, что никакую сказку про золушку, ставшую примой, он не снимает.
После красочной и динамичной картины аналогичные сцены с участием настоящих выпускниц балетных школ смотрятся бледновато. А ведь создатели приложили титанические усилия по поиску подходящих многостаночниц - таких, чтобы и танцевать умели прилично.
«Большой» это громоздкое, непростое, эмоциональное высказывание о тех, кто ради своей мечты готов на все.
В лучшие моменты в картине действительно возникает то самое ощущение, которое заставляет влюбляться в балет, — ощущение какого-то магического сверхусилия, чуда, превращающего тощих до полной прозрачности девочек в прекрасных лебедей.
Как ни крути, главным героем фильма оказывается величественный Большой театр, который неизменно выше любых подсиживаний и предательств. И когда гаснет свет и раздвигаются кулисы, неизбежно происходит Чудо. Правда, скорее для зрителей, нежели для актеров.
Самого яркого с точки зрения эмоциональной напряженности и драматургического драйва момента — прыжка с крыши на крышу, во многом символичного и даже сакрального — все же не хватает, чтобы подвести зрителя к катарсису в правильном месте.
«Большой» от банальности «Глянца» и «Лебедя» спасают старые, но верные союзники художников. В том числе, Тодоровского. Вкус и мастерство.
Вы не услышите шелеста балетных пачек, но увидите много лиц, за каждым из которых есть большая история. Не всякая будет вам интересна, еще меньше из них вам понравится, но кто сказал, что жизнь наполнена приятными людьми, занимающимися искусством?
И не важно, фанат ли вы хрупких барышень в белых пачках, или у вас стойкая аллергия на этот вид искусства. Причина одна, и имя ей – Алиса Фрейндлих. Из-за нее «Большой» и стоит смотреть. Подробнее на https://www.kinoafisha.info/reviews/8326854/
Если мир балета — это прекрасная сказка, то веру в чудо, восторг и упоение нам дали, волей к жизни и любовью к искусству заразили, по волнам эмоций прокатили.
Любопытная, но не идеально сочиненная и смонтированная трагикомедия о жизни девочек и девушек из московской хореографической академии.
К сценаристу никаких претензий — в стране, где директоров Большого назначает премьер-министр и снимает балерина, увольнение балетных премьеров утверждается на уровне правительства, а депутат Госдумы использует Генпрокуратуру для запрета не вышедшего фильма о балерине, иначе и быть не может.
Фильм Валерия Тодоровского длится чуть более двух часов. За это время режиссер успевает рассказать о «дружбе, взрослении, обретении профессии».
Получился не цельный полнометражный фильм, а скорее дайджест многосерийного телепроекта – в этом формате «Большой», вероятно, смотрелся бы органичней.
Фильм сосредоточен на человеческих судьбах, необдуманные решения и эмоциональные порывы в нем играют большую роль, чем искусство.
Притворяться великим — большая наглость, особенно под осуждающим взглядом тех, кто в деле как раз понимает. Но именно этой наглости фильму, кажется, не хватает.
Губительность сериального опыта у Тодоровского проявилась именно в «Большом», к которому он подошел, имея за плечами слишком хорошо усвоенные уроки телевизионной работы. От этого – затянутость фильма, невнятность драматургии, множество штампов, раньше режиссеру не свойственные.
Наверняка в формате сериала "Большой" заиграет новыми красками. Но пока увы.