Фильм Брат 3 не имеет отношения к сюжетам культовой дилогии Алексея Балабанова "Брат" и "Брат 2", но всеми силами пытается ухватиться за дух бандитских разборок и лихих девяностых. Картина представляет собой набор короткометражных новелл, связанных общей криминальной идеей. В центре сюжета окажутся генерал и его двойник, владеющий целой преступной группировкой, влюблённая в просто художника дочь генерала, двое незадачливых грабителей, чья деятельность рискует иметь очень серьёзные последствия, меняя и разрушая жизни всех, кто оказывается втянут в серьёзную заварушку, и многие другие персонажи. Среди приглавшённых иностранных звёзд в проекте числятся: Эрик Робертс, Мики Авалон,Оливье Сиу, Костас Мэндилор и другие артисты.
«Брат 3», составленный из осколков архетипических персонажей, сюжетов, методов и сознания перестроечного кино, достаточно уверенно комментирует сам себя, а заодно и всех, кто решил его посмотреть. За полчаса до финала, наблюдая очередную мексиканскую заминку с перестрелкой в духе Тарантино, невольно подумаешь, что зря так смеялся над фильмом предыдущие полтора часа — ведь все это время фильм смеялся над тобой. Но не стоит обижаться. По всей видимости, никто не собирался выставлять зрителя в комическом свете. «Комедия — это когда не смешно» — такой слоган выведен на плакате. Я бы добавил, что комедия — это комедия, а «Брат 3» — это определенно что-то другое.
Кажется, фильм обращается больше не к логической, а к чувственной стороне каждого из нас. Как только отключаешь разум и перестаешь искать причинно-следственные связи, начинается самое интересное. Ловишь ощущения — то ли полной прострации из-за невнятности происходящего, то ли глубинного погружения в мир снов и мистерий режиссера-художника.
Ассоциативный эссеистский монтаж Переверзева ставит рекорды по чистому количеству склеек — режиссер соревнуется то ли с поздним Годаром (в его эссеистическом периоде тоже было много хроники и необъяснимых смысловых стыков), то ли с Майклом Бэем (как ни удивительно, но «Брат-3» — еще и экшен-кино с погонями и перестрелками, снятыми на вид за голливудский бюджет), то ли и вовсе с клипмейкером Хайпом Уильямсом (его клипы эпохи расцвета MTV — фактически пик жанра бессмысленного абстрактного боевика). Сравнение с искусством клипа уместно еще и потому, что музыка в фильме (шансон, эстрада, рок) не умолкает ни на секунду.
Картина Переверзева, безусловно, войдет в историю и станет любопытным примером того, как один очень хитрый человек обманул целую страну, продав ей кота в мешке. А кот оказался Чеширским и испарился, оставив после себя лишь улыбку.
Режиссеру Валерию Переверзеву, известному музеями проституции и пьянства, стоит отдать должное. Он выдал безумный поток сознания и умудрился хоть кому-то его продать – как минимум трем несчастным, собравшимся в зале на окраине подмосковного городка. Надеюсь, других жертв «Брат 3» никогда не найдет.