В фильме Центурион кровожадное племя пиктов напало на пограничный римский форт в северной части Британии. Единственный уцелевший центурион Квинтус Диас отправляется на север вместе с легендарным Девятым легионом генерала Вирилуса, чтобы стереть пиктов с лица земли и уничтожить их лидера Горлакона. Однако там легион попадает в засаду пиктов, а генерала Вирилуса берут в плен. Квинтус Диас вместе с несколькими выжившими легионерами пытается уцелеть на вражеской территории, уйти от погони кровожадной пиктской охотницы Этайн и спасти своего генерала.
Пора уже, наконец, назвать вещи своими именами: Нил Маршалл — главный постановщик развлекательного кино "для взрослых" в Великобритании. Да, со своей последней картиной "Судный день", разбодяженным "Безумным Максом" для неимущих, Маршалл дал серьезную осечку, но задорный, грязный, сочащийся графическим насилием "Центурион" с лихвой возвращает режиссеру пошатнувшееся доверие. Новый неполиткорректный и угрюмый магнум опус не стесняется скромного бюджета, очевидных источников вдохновения и свирепой киноэстетики категории "Б". Есть в картине и хулиганский кураж "Псов-воинов", и звериная жестокость "Спуска". "План Маршалла" по очищению "пеплума" от налипшей пост-гладиаторской киногрязи, в целом, сработал.
Где шутками и прибаутками, а где и кой-какой режиссурой, Маршалл создаёт захватывающее зрелище, явно выигрывающее любое соревнование у скучных учебников истории. Но, повторюсь, режиссёр соблюдает баланс. «Центурион» вовсе не безупречен в исторических деталях, но и не развесист, как клюква на выданье. Хотим мы этого или нет, но большинство судит о кардинале Ришелье по романам Дюма-отца, то есть имеет представление о предмете с точностью до наоборот. К счастью, «Центурион» Маршалла не оставит такой зияющей дыры в образовании зрителей. И если прекратить умствовать, то можно смело сказать, что фильм получился. Правда, получился отчаянно мальчуковым. Впрочем, какой ещё должна быть военная драма? Ну, то есть «Война и мир» минус бал Наташи Ростовой?
Возьмите «Апокалипсис» Мела Гибсона, поставьте на место индейцев одетых в доспехи римлян, добавьте «девушку Бонда» Ольгу Куриленко, с сумрачным взглядом перерубающую шеи, перенесите все это великолепие на морозные безлюдные просторы, как у Попогребского в «Как я провел этим летом», и получите примерный портрет «Центуриона». Не сказать, чтобы «Центурион» оказался новым словом в жанре исторического эпика, но впечатление он производит приятное: будучи сшитым по стандартной голливудской выкройке, фильм Маршалла берет сбалансированностью. «Центурион» не прикидывается исторической реконструкцией, он ближе к лихой ролевой игре. Именно так мальчишки, выросшие в режиссеров и актеров, с упоением играют в «казаков-разбойников».
Педантичная расстановка солдатиков ведется в «Центурионе» не столько для отражения исторической достоверности, сколько для эффектного откручивания конечностей тем, кому угораздило попасть в кадр. Галлоны ярко-алой жидкости хлещут, как будто под кожу персонажей встроены пожарные брандспойты, актеры неистово ревут, словно загнанные в ловушку дикие звери, мечи же лязгают столь оглушительно, что пропадает всякая потребность в дополнительном саундтреке. Здесь нет никакой логики, она отважно пренебрегается ради киногеничных красивостей, а смысл, если он вообще тут заложен, сводится к исключительной визуализации термина «экшн». Тем не менее, мальчикам подобное обязательно понравиться. Будучи развлечением сугубо физиологического, практически утробного толка, «Центурион» изобилует главными особенностями чуть ли не всех фильмов Нила Маршалла: за юмор тут отвечает перманентно хохмящий Девятый легион и забавные авторские отсылки к классике хоррора; за безумие — артистка Куриленко в образе размалеванной амазонки.
Можно сказать, что для своего не слишком увесистого бюджета ($30 млн.) фильм не так уж и плох. Только не понимаю, зачем нужно было снимать второй «Король Артур» — фильм, о котором можно сказать то же самое! Такой же псевдоистерический, такой же плоский и поверхностный «Центурион» умудряется при этом выглядеть бюджетной версией тоже весьма скромного по голливудским меркам «Короля Артура» ($90 млн.). Не спасает даже юмор, в одной из сцен бьющий ключом в прямом смысле слова. В целом, разок посмотреть можно.
Выходящий всего через два года после «Судного дня» (обычно производственный цикл у Нила Маршалла занимает от трех до пяти лет), «Центурион» полон все той же нежной режиссерской любви к цитатам и чумазым красавицам. Правда, цитирует Маршалл в основном cамого себя — зато с эстетикой грайндхауса тут полный порядок: когда режиссер соединяет в одном кадре поверженные имперские символы, пламя, Венеру в мехах и конструктивистские ракурсы, понимаешь, что, будь этот человек гибче и амбициозней, англичане имели бы своего Тимура Бекмамбетова.
Режиссер Нил Маршалл — мужчина брутальный; причём не только (и не столько) в плане внешности, сколько в своих авторских привычках. Это, правда, не то чтобы новость — все предыдущие работы сурового англичанина прямым текстом телеграфировали зрителю эту особенность. К сожалению, повторение этой истины — всё, что способен поведать нам его новый фильм «Центурион». В общем, досадный промах хорошего режиссера; зверское, но обидно бессмысленное историческое кино.