В фильме Чат четверо друзей подростков знакомятся в сети с интересным парнем по имени Уильям. Однако для Уильяма новые друзья лишь очередное жестокое развлечение.
Хидео Наката решил, по крайней мере на время, сменить амплуа и перешел от японских хорроров к английским социальным драмам. Решение это было не иначе как наитием свыше, ибо «Чат» – явно наиболее талантливый на сегодня фильм режиссера. Даже несколько странно, что Наката с самого начала не взялся за нечто подобное, а безжалостно эксплуатировал полусгнивших длинноволосых дев, бессмысленно лезущих из всех колодцев. Как бы там ни было, мрачный японец взял себя в руки, затянул потуже ремни мистической безопасности, засунул дев обратно в колодцы, засучил рукава, поднатужился, поднапружился и… снял нестандартную молодежно-протестную драму.
Главной наживкой для любопытного зрителя в новом фильме Хидео Накаты должен стать образ интернета — грязный отель, где в каждой комнате-сайте творятся всяческие скабрезности. Допустим, видели мы уже нечто подобное ("Матрица", "Футурама"), но ведь смотреть полуторачасовое кино про то, как персонажи пялятся в монитор, было бы вообще невыносимо. Так что идея скорее в плюс. Беда в том, что со второго раза любая шутка уже не кажется такой смешной, а с пятнадцатого и подавно. К середине фильма прогулки по гостиничным номерам только раздражают. Зато откровенно саркастическое отношение автора к своим героям, в том числе положительным, наоборот, веселит.
В очередной раз, к сожалению, убеждаешься, что японским режиссёрам всё-таки непросто работать с исполнителями из-за рубежа. В случае с Хидэо Накатой ситуация усугубляется из-за навязчивого смешения двух миров, поскольку для пущей наглядности автор представил удалённое общение свежеиспечённых приятелей не посредством обмена текстовыми сообщениями, а в виде своеобразного собрания участников, устраиваемого прямо в Chatroom – условной ‘комнате чата’. Молодые актёры, судя по всему, получали крайне противоречивые указания от постановщика, не уяснив для себя, как именно демонстрировать те или иные эмоции в столь странном антураже. Да и поведение героев-подростков в повседневной жизни не отличается естественностью.
Начитавшись восторженных отзывов кинокритиков, ожидал от фильма большего, надеялся посмотреть захватывающий триллер на тему интернет-зависимости, а в итоге увидел нечто средненькое в своей унылости, с примесью традиционного японского наива. Европейцам понять такие фильмы сложно. И здесь я не исключение.
Понятную художественную проблему Наката решил довольно ловко: киберпространство тут изображают не скриншоты, как нынче принято, и не цифровые долины, как было принято в романтические 90-е, а что-то вроде адской гостиницы. Длинный коридор, сайты и чаты — комнаты, пароли — кодовые замки на дверях и т.д. Удовольствия от этой находки, впрочем, — и от хороших молодых актеров, произносящих довольно бодрые диалоги, — хватает ровно на полфильма. Дальше ирландский драматург вспоминает о социальной ответственности, а японский режиссер — о том, что ему нужно снимать жанр, и начинается во всех смыслах неловкая беготня по упомянутому коридору, которой в реальной жизни соответствуют суицидальные брожения отдельных персонажей по центральному Лондону.
Японец Хидео Наката, сделавший себе имя выжиманием хоррора из трансформирующейся на глазах обыденности, на этот раз пугает ужасами сетевого общения — причем на примере такого реликта 90-х, как текстовые чаты. Понять, что именно хочет сказать Наката, нетрудно — так настойчиво он проговаривает все стандартные родительские претензии к интернету, так красочно он живописует сетевые соблазны. Возможно, этот памфлет и имел бы право на существование, если бы жизнь уже не опровергла суровые пророчества японца: чаты как форма коммуникации давно и без боя сдались соцсетям, а сайт Chatroulette, в который они выродились, убедительно демонстрирует воистину худшее, чем нам грозит интернет