В фильме Человек, который знал всё мы узнаем занимательную фантастическую историю человека по имени Александр Безукладников, который в результате попытки самоубийства неожиданно обретает феноменальную способность мгновенно получить ответ на любой вопрос. Многие люди пытаются использовать его свои интересах или уничтожить, но Александр живет честно и никогда не идет на компромисс с совестью.
Несмотря на то что «Человек, который знал всё» основан на оригинальном литературном первоисточнике – одноименном романе Игоря Сахновского, этот фильм, в сущности, не что иное, как российская версия «Пророка» (Next), сделанного Ли Тамахори по мотивам повести Филипа Дика «Золотой человек». Главный герой точно так же играется с будущим, которое видит воочию, и точно так же предотвращает нежелательные перспективы хитроумными обходными маневрами. Правда, в отличие от персонажа Николаса Кейджа Александр Платонович Безукладников умеет видеть равным образом настоящее и прошлое, ибо, как справедливо гласит название фильма, знает всё. Другое дело, что свое обширное ясновидение господин Безукладников – классический «маленький человек» (типажность тут нарочито подчеркнута фамилией) – использует исключительно по мелочам же: достать мешок денег, спастись от бандитов, мысленно увидеть голую Екатерину Гусеву и прочее в том же роде.
По степени сильно привязанной к родным березкам дикости «Человек, который знал всё» приближается к поздним перестроечным произведениям Сергея Соловьева – «Дому под звездным небом», например. Есть, впрочем, и отличие. Если перестроечный Соловьев сразу погружал зрителя в фирменную фарсовую жижу, то Мирзоев свое кино снимает в эстетике подернутого легкой дымкой бреда. Кромешный абсурд произошедшего начинает проступать лишь через несколько часов после окончания картины.
Все, что мы слышим с экрана, — это прямая речь режиссера. И говорит он вообще не о мужчинах, а о безжалостной даме — страшном воплощении имморализма, похоти, лжи и мирового хаоса. Смотреть на этот разврат крайне неловко — не из-за непристойности того, что на экране (на самом-то деле это — детский сад), а из-за ощущения, что ты зачем-то приперся глазеть на искушение святого. Ведь нужно быть совершенно чистым, неискушенным человеком, чтобы так консервативно воображать себе оргию и так бояться отношений между полами вообще!