Фильм Чемпион мира это российская драма, рассказывающая о легендарном шахматном поединке за мировое первенство между действующим чемпионом Анатолием Карповым и эмигрировавшим из СССР гроссмейстером Виктором Корчным, претендентом на титул. Захватывающий матч навсегда вошёл в историю мирового шахматного спорта и за ним следили любители интеллектуальных игр со всего мира.
Картину на основе реальных событий по своему сценарию поставил Алексей Сидоров (Т-34, Бой с тенью 3), а среди продюсеров числятся Леонид Верещагин (Пара из будущего, Огонь, Серебряные коньки), Антон Златопольский (Иван Денисович, Конёк-горбунок, Вратарь Галактики) и Никита Михалков (Движение вверх, Экипаж, Легенда №17). За визуальный ряд и операторскую работу здесь отвечает Михаил Милашин, художниками выступили Ульяна Полянская и Сергей Агин, бюджет оценивается в 550 миллионов рублей.
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Константин Хабенский (За час до рассвета, Трое, Селфи, Время первых) и Иван Янковский (Топи, Союз Спасения, Текст). Компанию им в этой драматической картине составили Владимир Вдовиченков (Батя, Тварь, Дорогой папа), Виктор Добронравов (Обитель, Пальма, Стрельцов), Виктор Сухоруков (Своя война, Орлеан. Фантасмагория греха, Овечка Долли была злая и рано умерла), Диана Пожарская (Отель Белград, Наши дети, Жара), Анатолий Кот (Купи меня, Мой папа Барышников, Брестская крепость), Михаил Тройник (Стендап под прикрытием, Хандра, Однажды), Александр Филиппенко (Мастер и Маргарита), Лариса Шахворостова и другие наши артисты.
Дата премьеры в России назначена на тридцатое декабря 2021 года. Прокатчиком киноленты на территории РФ выступает компания «Централ Партнершип», а возрастное ограничение к просмотру драме присвоено в нашем прокате с пометкой всего лишь 6+
Если сериал «Ход королевы» доказал, что продукция о шахматах может стать кинохитом, то «Чемпион мира» возвел это утверждение в статус аксиомы. Произошло это в том числе благодаря великолепной игре Ивана Янковского (Анатолий Карпов) и Константина Хабенского (Виктор Корчной). В какой-то момент противостояние их героев превращается в актерскую дуэль, и зритель просто наслаждается этим напряженным и самоироничным столкновением, абстрагируясь от прочей мишуры, в виде политических спекуляций и экстрасенсорики.
Неповоротливую махину очередного великого кино почти в одиночку тянет на своих хрупких плечах Иван Янковский – вот уж поистине ход короля. Именно в «Чемпионе мира», что удивительно, становится очевидна его тонкая артистическая природа.
Неоднозначная история, разнополярные герои в нетипичных обстоятельствах. В итоге лента получилась в целом под стать тому же "Движению вверх".
Здесь снова борются команды, пусть и возглавляемые определенными личностями-капитанами, это опять столкновение вида "наши против всех".
До политического триллера из времен холодной войны «Чемпион» очевидно не дотягивает — как ни старается режиссер, наряжая героев в бежевые плащи и устраивая им бесконечные встречи с «информаторами».
Шахматы проигрывают в зрелищности командным видам спорта, поэтому «Чемпион мира» смотрится не так увлекательно, как отечественные ленты предыдущего десятилетия, посвященные хоккею или баскетболу.
«Чемпион мира» серьезно уступает прошлогоднему сериалу Netflix «Ход королевы».
«Чемпион мира» выбирает два самых очевидных способа показать шахматную драму. Первый — визуальный. Чтобы добиться зрелищности, фильм то и дело превращает шахматные фигуры в средневековых рыцарей, разум спортсменов — в электрическую схему, а доску — в карту Европы времен Второй мировой войны.
Выглядит, в целом, серовато. Нет, если вы любите посмотреть на красивые интерьеры из ушедшей эпохи, полюбоваться Ваней Янковским, который тут самое светлое пятнышко, и посмотреть на графику времен «Ночного дозора» (есть какая-то метаирония в том, что злодея в фильме играет Хабенский) – ваш ход конем. На посредственный продукт всегда найдется подходящий зритель.
«Чемпион мира» может быть интересен, как кажется, только очень узкому кругу любителей шахмат, которые без заглядывания в Википедию понимают, что значит «английская защита», «французский дебют», цугцванг, Е4-Е5 — ведь из этого состоит добрая половина реплик одного очень-очень длинного фильма про один очень длинный матч за звание шахматного короля.
Из дерева в этом фильме вообще сделано многое — не только шахматные фигурки, не только основная дубовая коллизия «патриот против предателя-эгоиста-шулера-отщепенца-хулигана», но, кажется, и некоторые компьютерные спецэффекты. А их очень много. Алексей Сидоров справедливо подозревает, что шахматы — не особо зрелищный вид спорта, поэтому при малейшей возможности старается оживить картинку: еще на титрах, выполненных наподобие джеймс-бондовских, демонстрирует шахматную доску как настоящее поле битвы с компьютерными конями и слонами, в окружении гор, за которыми виднеются титанические мультяшные фигуры Карпова и Корчного.
Идеологическая подкладка фильма точно такая же, как нынешняя надстройка: весь мир против нас. Враги обложили нашу делегацию. Змеи вползают в номер на 11-м этаже, денно и нощно работающая газонокосилка, вертолет, зависший над домом нашей делегации, — все нацелено, чтобы не дать Карпову заснуть, замучить бессонницей и непрекращающимся дождем.
Режиссеру Сидорову попросту неинтересно снимать шахматы. Он переключается то на футбол (игроки «Динамо» и «Спартака» болеют за Карпова прямо на поле), то на баскетбол (команда из «Движения вверх» внезапно появляется на экране, как гости из комиксовой мультивселенной о советских супергероях), то на пляжную партию в картишки. Что касается передвижения фигур по доске, это скучное действие сопровождается то нелепой компьютерной графикой.
Если бы в финале Карпова встречали все спортивные звезды нашего кино, из «Чемпиона мира» мог бы выйти даже недурной комикс по мотивам реальных событий. Но серьезность, с которой отечественные кинематографисты подходят к созданию патриотического кино, в особенности, про спорт, все еще зашкаливает.
Картина во всех отношениях скверная. Режиссер не определился за два с половиной часа экранного времени, в каком жанре работать, а сценаристы так старались угодить условному начальству идеологически верным посылом, что позабыли о том, что даже самый пропагандистский сюжет должен все-таки иметь хоть какую-то историю и драматургию.
Оглушительная неудача. Сидоров, технично воспевший в «Бое с тенью» бокс, абсолютно не чувствует шахматы, буквально не знает, как с ними быть. Потому постоянно сбегает на футбол или на баскетбол (эти спортивные экскурсы сняты энергичнее шахматных партий).
Если величайший матч в истории игры в шахматы и заслуживает экранизации, то явно не такой. Из спортивно-драматического блокбастера «Чемпион мира» в первый же час хронометража превращается в сухую и бездушную агитационную ленту, рассказывающую об угрожающей силе Советского Союза перед лицом антисоветчиков.