В фильме Чернильное сердце Мортимер Фолкарт и его 12-летняя дочь Мэгги испытывают страсть к книгам. Они также владеют невероятным даром перенесения персонажей из книг в наш мир при чтении вслух. Но есть опасность: на место перенесённого персонажа в книгу отправляется кто-то из реального мира.
Как-то раз при посещении подержанного книжного магазина Mo слышит голоса, которые он не слышал в течение многих лет, и когда он определяет из какой книги они исходят, по его спине пробегает дрожь. Это - Чернильное сердце, книга, полная иллюстраций средневековых замков и странных существ - книга, которую он искал, с тех пор как Мэгги было три года, и её мать исчезла в мистическом мире книги.
Но планы по спасению матери нарушаются, когда Каприкорн похищает Мэгги, и, узнав, что она унаследовала дар вызова от отца, требует призывать своего верного союзника Призрака. Решив отправить книжных персонажей в их мир и вернуть дочь обратно, Мортимер собирает группу друзей, как настоящих, так и из книг, и отправляется в невероятное путешествие, чтобы наконец навести порядок.
Фэнтези уже набили оскомину и, кажется, наконец-то вышли из моды, но от картины приятно веет безумием. Вряд ли вы догадаетесь, кого по ходу дела вытаскивают из их уютных книжечек герои, а между тем с неба сыплются то Золушка, а то и вовсе Тотошка. Да и нельзя не порадоваться прекрасному сюжетному ходу, который выдумала Функе: очевидно, его хватило бы не только на трилогию, но и полноценное собрание разножанровых сочинений. Представьте бондоподобный блокбастер, в котором коммунисты гоняются за персонажем Фрейзера, чтобы заставить его продекламировать все труды Маркса, Энгельса и Ленина, или эротический фарс о том, как Мо нечаянно вычитал из книги поручика Ржевского. Но пьесы Гладкова у него, к вящему сожалению, не было.
Экранизация Иэна Софтли, не переведенного на русский язык одноименного фэнтези-бестселлера, априори ограждает его от въедливых поклонников Толкиена, которые постранично сверяют киноленты с текстом, и других людей, любящих поскакать в парках с деревянными мечами, с которыми жанр ассоциируется. Однако сюжетные линии неясно обрезаются и не раскрыты. Тем не менее, для похода с ребенком, бабушкой, бывшей одноклассницей, еще кем бы то ни было консервативным в близлежащий кинотеатр самое то: поучительная и незатянутая сказка без двусмысленных шуточек, в которые ударился в последнее время Дисней, да и вообще, поучительно.
Занятная идея — а что если литературные герои окажутся среди нас и можно будет, например, подергать Хоттабыча за бороду? — в «Чернильном сердце» воплощена со всей помпой фэнтези экономкласса. Бедняга Фрэйзер вынужден от кого-то спасаться уже минуте на третьей. Хелен Миррен выезжает верхом на единороге в образе пожилой богемной истерички. На героев обрушиваются ураган из «Волшебника страны Оз» и хорошо отрисованный столб дыма, оригинально названный Тенью. Одному из героев снится хмурая Дженнифер Коннелли. В общем, под действием волшебной силы киноискусства строчки ожили. Но мы тоже много читали в детстве. И мы возмущены: как можно было перенести в Альпы Тотошку и похожего на трансвестита Али-Бабу, но забыть мальчика-луковку, Моби Дика и Гумберта Гумберта?
Лента «поражает» своей эстетической беспомощностью. Йейн Софтли, хотя и гордился тем, что Функе несколько раз посещала съёмочную площадку и выражала радость, видя, как претворяется в жизнь плод её фантазии, вдруг показал себя необъяснимо слабым режиссёром. Возможно, дело в том, что прежде он создавал произведения исключительно для взрослых, в крайнем случае – для тинэйджеров-вундеркиндов. Но лично я склоняюсь к мнению, что причина кроется в слабом драматургическом материале. Софтли и сценарист Дэвид Линдсэй-Эбэйр будто задались целью дословно, шаг за шагом, перенести на экран события первоисточника, не обременяя себя их осмыслением. Как итог – сбивчивая интонация и сумбурное смешение известных мотивов, позволяющее встретиться Аладдину с Тото, собачонкой девочки Дороти, но… не дающее истинной свободы Воображению.
Cкромный хронометраж заставляет режиссера то и дело сбиваться на конспектирующую скороговорку, сюжет разваливается, главных героев окружает тьма чуть менее главных, которые могли бы найти себя на раздолье трилогии, но в формате полутора часов просто путаются под ногами. В их числе эксцентричная родственница девочки, воришка из арабских сказок и даже, прости господи, Тотошка, элегантно украденный из страны Оз, — в описание «Сердца», разумеется, просилась бы приставка «мета-», если бы безоблачное лицо Брендана Фрейзера не вступало с подобными лингвистическими конструкциями в столь прискорбный диссонанс.
В результате вместо увлекательной сказки зрителям достаются лишь отдельные интересные и волшебные моменты – как в историях героев при взаимодействиях между ними, так и среди спецэффектов, которые тут в ограниченном количестве. Если этот фильм кого-то чему-то и учит, то – подрастающее поколение писателей ответственности за извлекаемые из чернильницы миры. Ведь если б и вправду можно было заставить Корнелию Функе и сценаристов «Чернильного сердца» - да и вообще всех посредственных сценаристов! – встретиться со своими персонажами, они бы, наверное, от стыда провалились в книжку.
Получившаяся экранизация, несмотря на внушительный список сказочных актерских имен, производит впечатление именно халтурки; очередного безделушечного продукта для семейного просмотра, способного присмирить хотя бы на пару часов особенно разбалованных и шумных. Из реально изумительного в ленте лишь статная и аристократичная Хеллен Миррен, которая одинаково хороша как на мотоцикле в прологе, так и верхом на единороге в финале. Из постмодернистских шуток — Дженнифер Коннели, появляющаяся на мгновение в крохотной роли невесты героя Пола Беттани; красивая актриса Сиенна Гиллори, играющая невротичную клиническую дурочку; и колоритный злодей в исполнении Энди Серкиса, ежеминутно напоминающего о своем прошлом амплуа, посредством ритмичного повторения по слогам фразы: «Моя прелесть». Что же касается всего остального, зацепиться хоть глазом за что-нибудь не представится никакой возможности.
Перед нами ещё одна блестящая идея, так и не получившая достойного воплощения. Паноптикум утерянных возможностей. Прошлый сезон был богат на подобные проекты, вспомнить хотя бы «Золотой компас». Но «Чернильное сердце» стало чемпионом из них. При явной выигрышности идеи ему не хватает решительно всего: иронии, как в «Десятом королевстве», эпохальности, как в «Хрониках Нарнии», визуальной изысканности, как в «Лабиринте Фавна». То есть всего того, чего стоило ждать от фильма. Сказка может быть какой угодно — глупой, абсурдной, заумной, нравоучительной. Но она не имеет права быть скучной. Это табу нельзя нарушать.