Фильм Чернобыль производства Централ Партнершип это историческая драма на основе реальных событий, случившихся на чернобыльской атомной электростанции. Главными героями выступают пожарный Алексей, инженер Валерий и военный водолаз Борис, оказавшиеся в центре ядерной катастрофы после аварии в реакторе. Опасная радиоактивная зона всё сильнее расползается от источника, вода нагревается, а внизу очаг грозит ещё большими масштабными последствиями. У них почти нет времени на формулировку и обсуждение плана. Никто из них не предполагал, что может в такой ситуации проявить мужество и стать настоящим героем. Но для этого предстоит, рискуя собственными жизнями, спуститься в настоящее адское пекло, чтобы результат аварии не стал ещё более кошмарным.
Постановщиком здесь выступил сам, сыгравший и главную роль, Данила Козловский, для которого это уже второй подобный опыт после фильма Тренер. Он же выступил и среди продюсеров проекта наряду с Сергеем Мелькумовым (Нелюбовь, Дылда, Дуэлянт) и Александром Роднянским (Левиафан, Человек, который удивил всех, Яга. Кошмар тёмного леса). Сюжет на основе реально произошедших событий сочинили Алексей Казаков (Побочный эффект, СуперБобровы. Народные мстители, Самый лучший день) и Елена Иванова. Согласно постеру возрастная маркировка в прокате РФ картине присвоена 12+
Актёрский состав фильма включает в себя таких артистов российского кино, как Данила Козловский (На районе, Викинг, Матильда), Оксана Акиньшина (Спутник, Рассвет, Молот), Филипп Авдеев (Аванпост, Кислота, Класс коррекции), Равшана Куркова (Эбигейл, Балканский рубеж, Про любовь. Только для взрослых), Николай Козак (Скольжение, Камень, Сибирь Монамур), Игорь Черневич (Парень с Марса, Сумасшедшая помощь, Волшебник), Артур Бесчастный (Довлатов), а также здесь сыграли Андрей Арчаков, Дмитрий Беседа, Самвел Тадевосян и другие. Музыку к этой драматичной киноленте-катастрофе написал Олег Карпачев (Спутник, Ёлки 3, Тренер). Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах с пятнадцатого апреля 2021 года.
Личная, очень трогательная, но в то же время такая тяжелая история, которая не оставит зрителя равнодушным.
Педалируя частную историю, Козловский транслирует авторское высказывание вместо ожидаемого массового экшна, «нашего ответа HBO». Концентрируется на собственной борьбе с образом идеального парня, который преследовал его актерскую карьеру, но не сбрасывает его со счетов.
Фильм определённо качественный. Крепкий визуальный стиль, убедительные актёрские работы Козловского и Акиньшиной, запоминающийся саундтрек, большая проделанная работа по реквизитам, декорациям и эффектам.
Рекомендовать «Чернобыль» абсолютно всем сложно, так как проект местами очень «неровный», хотя и вылизанный с технической точки зрения. К сожалению или к счастью, упор сделан на личной истории, которая получилась не столь идеальной.
Вся эта история про далеко не идеальных людей хороша уже тем, что говорит о важной исторической проблеме. Да, глубина погружения в эту проблему ничтожно мала, но то, что о Чернобыле снимают большое кино, – хороший знак.
Он останавливает автобусы, уговаривает высокое начальство поступить по-своему, управляет скорой помощью, плавает с аквалангом, обеспечивает ребенку Ольги лечение в Швейцарии – и вот разве только не летает. Хотя нет, один раз все-таки летает – на вертолете.
Удивительно, но Мэйзину и HBO удалось прочувствовать и выразить эту трагедию лучшее, масштабнее. Ужас в их «Чернобыле» складывался из судеб очень разных людей, и формат сериала позволял рассмотреть катастрофу со всех сторон.
Хуже ли «Чернобыль» Козловского «Чернобыля» Крейга Мазина? Хуже, но этот фильм все же о другом, как и говорят создатели — в этом они не обманывают. Там, где американцы проводят грандиозное исследование менталитета советской структуры управления, Козловский решает пойти более проверенным путем.
Кино получилось чрезвычайно дорогое, но назвать его блокбастером не поворачивается язык. Фантастически одаренная оператор Ксения Середа даже хоррор-сцены внутри станции снимает интимно, мягко. Для большого кино тут вызывающе мало общих планов — и невероятно много деталей.
Авария в картине не играет главную роль, она ощущается скорее как стихия, которая накрывает маленького человека с головой и заставляет бороться с тем, что гораздо больше его самого.
Забавнее всего, что этот фильм будут сравнивать с сериалом HBO «Чернобыль» — и окажется, что американцы сняли серьезное и довольно мрачное кино, в то время как русские сделали вполне себе «американское» по размаху и общей ориентированности на мелодраму и приключения.
Стильный ретро-Чернобыль, где все ходят в винтажных (по нынешним меркам) костюмах и слушают Boney M., сменяется инфернальными проходами в ЧАЭС, напоминающими локации из хорроров. Попытайся в этот рафинированный вылизанный хронотоп «впихнуть» проникновенную драму — получится неловкая игра на стыке жанров и эстетик.
«Чернобыль» Козловского вряд ли станет таким же народным хитом, как сериал HBO. Работа Крейга Мазина поражала сложной многокольцевой структурой, панорамой человеческих жизней и эмоций, великолепным ощущением трагедии и безжалостным приговором будущему.
Простой и линейный фильм. Даже непонятно, на что было потрачено 700 миллионов рублей.
Самыми эмоциональными кадрами «Чернобыля», как ни крути, становятся не переживания выдуманных персонажей, а вмонтированная под финал фильма документальная хроника с измученными лицами реальных людей, переживших трагедию — ликвидаторов, их семей.
Зрелище, созданное Козловским и продюсером Александром Роднянским, скорее развлекает (или утомляет), чем заставляет переживать.
«Чернобыль» смотрится проигрышно. Он очень похож на «Сталинград» Фёдора Бондарчука: и тут, и там красивая картинка и масштабная постановка сопровождали слабую любовную историю. Чернобыльская трагедия лишь служит декорацией для неубедительной мелодрамы — и это сильно разочаровывает.
Кажется, ни режиссер, ни сценаристы сами не разобрались, что за кино делают: мелодраму телевизионного разлива, блокбастер со спецэффектами или ленту, призванную напомнить о страшных событиях 35-летней давности.
Как принято в отечественном кино последних лет, советское прошлое здесь показано сквозь светлую романтическую дымку, как некий образ потерянного рая, где вышеупомянутые духи, конечно, приходилось «доставать», но зато уж какие люди были душевные.
«Чернобыль» Козловского, напротив, в лучших традициях блокбастера бросает вызов логике и физике.
Где-то на три четверти, а то и больше, фильм Данилы Козловского состоит из кадров, на которых Данила Козловский либо напряжённо озирается, приоткрыв рот и нахмурившись, либо же напряжённо озирается, сжав губы и нахмурившись. Вот какой у него широкий диапазон эмоций, полюбуйтесь.
Оказавшись посреди радиоактивного пекла, которое в 1986 году окончательно подкосило советского голиафа, он не находит себе места. И не знает, что сказать. К сожалению, и молчать он тоже не может.