В фильме Четвёртый вид психолог Абигейл Тайлер работает с пострадавшими пациентами в отдалённом городке на Аляске, где за последние годы пропало множество людей. Записи, сделанные во время бесед с пациентами, свидетельствуют о контакте четвёртого вида - похищении людей инопланетянами.
С одной стороны, Осунсанми разгоняется до такого градуса документализма, когда игровой опус выглядит точным отображением реальности, снабженным даже специальными пометками: [Screams], [Untranslated] и т. п. С другой стороны, непроходимая граница между реальностью и ее «документальным» киноописанием всячески подчеркивается: экран рассекается на реальную и игровую части, фрагменты которых тщательно отделяются друг от друга и постоянно сопоставляются. В общем-то, следить за этим взаимопереходом художества и «жизни как она есть» даже интереснее, нежели за проделками пришельцев, хотя Осунсанми преуспел и здесь: совершенно освободившись от традиционных голливудских представлений об инопланетянах, которые в основной своей массе либо сделаны из пластилина, либо комбинированы из насекомых, змей и млекопитающих, режиссер «Четвертого вида» выстраивает кино с далеко идущими последствиями.
Пока зрителю навешивают на уши килограммы лапши, перед глазами проносится ладно скроенный, пусть и по телевизионным меркам, художественный фильм. В нем есть связный сюжет, за которым довольно увлекательно следить, уверенные актерские работы, аутентичная стилизация под домашние съемки и невероятно гнетущая атмосфера. Надо взять себя в руки, сказать про себя, что загадочная белая сова, которая в полчетвертого ночи околачивает форточки несчастных жителей Аляски, это прежде всего очень смешно. Главное, потом не вспоминать героев из телесериала «Твин Пикс», любивших поговаривать, что «совы — не то, чем они кажутся», поскольку после такой случайной мысли как-то совсем непроизвольно бредешь к окну, чтобы завесить шторы.
Олатунде удалось повторить – на уфологическом материале – шутку итальянца Руджеро Деодато и его американских последователей (имитаторов?) Дэниэла Санчеса и Эдуардо Майрика лишь отчасти, что нашло своё отражение и в коммерческом результате. Сославшись на классификацию контактов с инопланетянами, введённую учёным Дж. Алленом Хайнеком, он одновременно выходит на историческую перспективу, держа в уме, надо полагать, изыскания другого энтузиаста – Эрика фон Деникена, объяснявшего многие исторические и мифологические феномены именно деяниями пришельцев. Одновременно – сложно не заподозрить иронию в упоминании пресловутых сов, тоже являющихся «не теми, кем кажутся». Вот если бы весь этот комплекс идей – вкупе с их блистательным облечением в художественную форму!
"Четвертый вид" — деятельно путающая следы, но все же мистификация. И да, Мила Йовович безбожно лжет, глядя нам прямо в глаза. Правда, в особенную ярость хулителей приводит скорее то обстоятельство, что Аляску — в том числе и поэтические виды сверху — снимали в Болгарии. Если говорить о фильме с совой, инопланетянами и полиэкраном, то это, пожалуй, самая экзотическая претензия, которую можно предъявить к мистификации Осунсанми. Но даже несмотря на то, что наглость Олатунда Осунсанми, равно как и этой наглости продукт не лишены порочной привлекательности, "Четвертый вид" так и останется частным экспериментом в модном жанре — занимательным, но несколько... неразборчивым.
Картина выполнена в стиле mocumentary и больше всего похожа на шоу Малахова или «Следствие вели…», где развитие событий воспроизводится при помощи игровых эпизодов. Правда, в начале складывается неверная ассоциация с sci-fi 50-х, где перед началом истории выходил режиссер или актер и рассказывал, предупреждал, о чем будет фильм. Ближе к середине все эти цифровые съемки, интервью, полиэкранность приедаются, и, в конце концов, становится просто скучно наблюдать за главной героиней, находящейся уже далеко за гранью нервного срыва. В итоге, мы получили неровный триллер в модной ныне стилистике и с неплохой концовкой. И, наверное, имеет смысл вырезать сцену гипноза, чтобы сделать из нее самостоятельную картину…
Вся эта чехарда, безусловно, имела бы смысл, будь «реальные» записи действительно реальными. Но это не так — и когда понимаешь это, вся конструкция моментально рассыпается, как карточный домик. Придумав свою хитрую фишку, Олатунде Осунсанми в результате перехитрил сам себя — и «реальная», и обычная съемка сами по себе могли бы вполне сработать, но вместе они странным образом обнуляют друг друга. И это мы ещё никак не коснулись того момента, что в тех же «Секретных материалах» тема похищения инопланетянами регулярно раскрывалась куда эффективней, и всегда примерно в два раза быстрее. Вот и получается, что подытожить всё вышесказанное лучше всего было бы каким-нибудь нехорошим словом.
Итоги вскрытия вышли крайне неоднозначными: оказалось, что покойный был болен одновременно несколькими смертельными болезными, и теперь хрен разберёшь, какая из них вогнала последний гвоздь в его гроб. Была ли то ужасная актёрская игра? А может, виноват убогий сценарий? Или же это бездарная режиссура расправилась с жертвой? А может "пугательная импотенция" не дала фильму шанса на спокойную жизнь? Кто знает, кто знает. Как сказали Мила Йовович и Олатунде Осунсанми: "Вам решать, во что верить".
Пусть в первых же кадрах Йовович прямо заявляет, что играет реального человека, и все записи, фигурирующие в кадре, подлинные, знайте это наглое вранье! Авторы картины сфабриковали материалы с целью повторить успех схемы квазидокументальной «Ведьмы из Блэр» (и их мигом разоблачили). Да и любой вменяемый человек сразу увидит, насколько дешевые сенсационные приемы пользует режиссер, очевидно находящийся под впечатлением от глупых уфологических книг и меряющий публику по себе. Кино тщетно пытается напугать в рамках мягкого возрастного рейтинга PG-13. Оно даже не выглядит на $10 млн. бюджета, выделенного студией: сплошь не несущие никакой полезной информации истерические откровения пациентов «под гипнозом» и ноль спецэффектов. Лишь статус художественного фильма спасает создателей данного опуса от привлечения по статье «мошенничество». Хотя это больше похоже именно на мошенничество, чем на кино.
«Четвертый вид» открывается предуведомлением — стоящая на фоне густой тайги Йовоич утверждает, что все рассказанное тут — правда. Для усиления эффекта полфильма идет на сплит-экране: справа неравнодушно лопочет что-то условно-психиатрическое Милла, слева апатично и обреченно диктует приговор себе и человечеству фантастическая лопоухая женщина-кабачок с титром «Эби Тайлер, психиатр». Это, разумеется, фейк — доктора Тайлер в природе не существовало, а вся байда с совой и «чужими» — плод фантазии режиссера и сочинителя Олатунде Осунсамне. Однако подделывать доказательства Осунсамне умеет очень круто — вся видеочасть производит сокрушительное впечатление, тем более что фоном для великолепной игры неизвестных актеров служит рыхлое, возмутительно алогичное шапито с Миллой Йовович. Нелепой, жалкой, неспособной даже накосячить на «Золотую малину».
Все это имело бы какой-то смысл и постмодернистскую ценность, если бы съемки и правда были документальными. Но они ими не являются: никакой Тайлер нет, совы — то, чем они кажутся (симпатичными птичками, то есть), а причина частых исчезновений людей на Аляске — запойный алкоголизм в сочетании с дикой местностью. «Вид» можно было бы отнести к жанру мокьюментари, но слово «разводка» липнет к нему как-то лучше. Впрочем, и это было бы простительно, будь фильм хоть чуточку похож на кино, а не на кабельную передачу про НЛО.