В картине много действия, диалогов, поднимаются сложные вопросы о столкновении культур, геополитическом влиянии, взаимоотношениях людей друг с другом. Однако, на все эти вопросы уже заложен однозначный ответ. Актуальная тема – это всегда или пафос, или фарс. В данном случае, Грымов сделал, несомненно пафосное, хотя искреннее кино, которое заинтересует миллионы зрителей и обязательно вызовет живой резонанс мнений. Однако, не хотелось бы, чтобы по этому фильму складывали представление о нашем обществе люди других стран. Ненависть – это война. А война не решает проблем, а создает их.
Учитывая, что сняты «Чужие» так, как принято снимать агиткино — зло и гротескно (одна из американок, например, все время несимпатично делает себе очистительные клизмы, русские, понятное дело, не какают), — результат получается не то чтобы политическим — абсолютно физиологическим. Этот перехлест, в общем, и спасает картину от кухонного шовинизма — не знающая предпочтений желчная мизантропия все-таки достойней и социально приемлемей железного русского марша, например.
Наверное, у зрителя думающего «Чужие» вызовут те же ощущения, что и сомнительная документалистика авторства Майкла Мура. Впрочем, гадливые чувства, с которыми зритель поглощал хитрые монтажные склейки «Фаренгейта 9/11» все-таки несравнимы с омерзением, зародившимся после просмотра фильма Грымова. Эти картины кардинально отличают режиссерские цели. И если скандалиста Мура во многом можно было понять, то Грымова — три раза нет. Не будем забывать, что «Чужие» — кино антиамериканское лишь вторично. Первично — эта картина снята с сугубо патриотическими целями, она высоко оценена кремлевским руководством и снята при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Разумеется, это многое объясняет, однако подобные методы, когда на лживых контрастах мусолится чужая соринка в глазу, не только некрасивы и подлы априори, но и совершенно непростительны.