В фильме Чужие на районе банда подростков из гетто сталкивается с нашествием пришельцев и вынуждена самостоятельно противостоять зубастым агрессорам, посягнувшим на их район.
Снимая заведомо дурацкое кино, Корниш каким-то образом умудрился выдержать идеальный баланс между комедией и ужастиком. Ни то ни другое не выглядит у него натужным фарсом: когда малолетние гопники шутят, ты лыбишься, когда они же довольно бесцеремонно съедаются «чужими», послушно вздрагиваешь. Самое интересное, впрочем, как авторы ленты жонглируют здесь не жанрами, сколько вчерашним и сегодняшним.
«Чужих», несмотря на многочисленные упоминания гремлинов, домовика Добби и прочего контекста, комедией для гиков можно назвать только очень условно — среди прочего нынешняя негласная конвенция, по которой несовершеннолетних в кадре по возможности лучше не убивать, нарушается тут не раз. Вдобавок это, разумеется, и неожиданный гуманистический комментарий к вопросу уличного насилия, громящих витрины юных гопников в капюшонах: Корниш смотрит на них не глазами испуганного обывателя, но и не сочувственно, как социальный работник.
Сорокатрёхлетний Джо Корниш, сам росший на неспокойных улицах Южного Лондона, с блеском реализовал по-настоящему дерзкую идею. Смешение эстетики молодёжных комедий, густо замешанных на тревожных реалиях современных мегаполисов и полукриминальном быте местных парней, с темой агрессивного нападения инопланетян, готовых растерзать людей и заполонить всю Землю, безотказно вызывает мощный комический эффект.
Райт со своим постоянным продюсером Найрой Парк взяли проект Корниша под свое крыло, неудивительно, что в итоге получился такой «Зомби по имени Шон» для гопников. Тут авторы тоже с упоением глумятся над отдельно взятым жанром, только вместо невинных гиков-переростков — малолетняя шпана, промышляющая уличным грабежом; вместо полчищ живых мертвецов — космические псы с флуоресцентными зубами; вместо паба «Винчестер» — бункер с плантациями каннабиса, а вместо Ника Фроста — Ник Фрост.
За всеми перипетиями сюжета просматривается одна здравая мысль, носящая социальный оттенок. А в связи с последними событиями, происходившими совсем недавно в Европе, идея фильма и вовсе представляется если не пророческой, то весьма своевременной. Сделав спасителем человечества малолетнего преступника с катаной в руках, режиссер как бы говорит, что все мы равны перед любой масштабной катастрофой.
Главный ход тут — в довольно очевидном сдвиге: герои воюют с пришельцами не потому, что их беспокоит судьба человечества, жизни близких или что-то в этом роде. Причина только в том, что инопланетяне прилетели на территорию, где они — Мозес и его друзья — самые крутые. И так должно оставаться. Но прелесть фильма скорее не в этом ценностном перевертыше, а в очень маленьком масштабе действия.
За неимением больших бюджетов и сами чужие изображаются в фильме вполне себе преемниками национальной традиции, а именно угольными пятнами с фосфоресцирующими зубами. Кроме того, значительная часть действия перенесена в периметр одного многоквартирного комплекса, что, надо думать, благоприятно отразилось на затратах. Вообще, эта продуманность "от и до" оказывается чуть ли не главной отличительной чертой фильма: все шутки тут срабатывают, все сюжетные линии развязываются, а вылезающая под финал сантименты на удивление не раздражают.
Детище Корниша получилось легким и совершенно ненавязчивым, с хорошим динамичным сюжетом, а главное логичным. Это тот вариант фильма, где все просто до «пареной репы», где стратегия и смысл встает на далекий второй фон. Эдакое хорошее кино для разбавки тяжелых серых будней.
Если все-таки попробовать использовать "Чужих на районе" как демографический срез, то в них четко просматриваются три поколения чернокожих гопников, обеспечивающих стабильность сложившегося на районе порядка. К основной банде 15-летних сверху примыкает наркодилер постарше (на протяжении всего фильма упорно произносящий ключевую фразу "Это мой район!"), а снизу за штаны их хватают два клопа лет шести-восьми, один — белый, но другой — опять же черный и явно более активный.