В фильме Citizenfour: Правда Сноудена документальными кадрами рассказывается о событиях 2013 года, когда человек с ником "Citizenfour" начал присылать зашифрованные послания, утверждая, что обладает доказательствами о ведении спецслужбами скрытого наблюдения за людьми.
«Citizenfour» оказывается краткосрочным портретом в интерьере, избранными местами из переписки (за что картина получила свою порцию критики) и галереей говорящих голов, в котором нет выхода за грань, того кинематографического волшебства, когда документ оказывается гораздо богаче выдумки.
Но по-настоящему «Citizenfour» впечатляет, когда оказывается «всего лишь» портретом 29-летнего мужчины в точке полного невозврата, когда он проводит почти неделю в бегах, прежде чем исчезнуть в совсем иной реальности.
Тем не менее: как ни относись к Сноудену, Пойтрас, Бараку Обаме или жизни на Марсе, «Citizenfour» действительно огромное событие. Вероятно, единственный фильм 2014 года — уж точно единственный из лауреатов «Оскара», — который должен, как говорится, посмотреть каждый.
Собственно, никаких специальных эстетических достоинств (кроме в высшей степени органичного, тревожно-параноидального саундтрека от Nine Inch Nails) картина не имеет и не форсирует: это кино по делу, причем делу слишком важному, чтобы распылять его в визуальных ухищрениях.
Хотя в версии американской документалистки Лоры Пойтрас, данная история скорее похожа на новомодные неспешные ленты, вроде "Лудильщик, портной, солдат, шпион" Томаса Альфредсона и "Особо опасный" Антона Корбейна.
И сноуденские откровения, и документальный фильм о подвиге сисадмина из АНБ выглядят глуповатыми, но забавными безделушками из параллельной вселенной