Фильм Дастур это ужастик из Казахстана, рассказывающий о том, как сын влиятельного предпринимателя надругался над доверчивой девушкой из отдалённого аула, а его отец теперь всячески пытается замять дело благодаря своим деньгам и связям. Но единственным возможным выходом оказывается свадьба жертвы и насильника. Её приглашают в роскошный дом будущего мужа, и тут гостей грядущего торжества начинают одного за другим находить мёртвыми.
Хотя в какой-то момент нам дают недвусмысленную подсказку, что же происходит на самом деле, это отнюдь не убавляет желание досмотреть кино до конца. Плотная атмосфера и постепенное нагнетание напряжения удерживают зрительское внимание с первой до последней минуты, а жесткий мрачный финал воспринимается как жирная точка в этой колоритной, реалистичной и от этого еще более страшной киноистории, практически не имеющей выраженных слабых мест.
«Дастур» — это «Психо» Хичкока, знакомые по якутским фильмам эксперименты с жанрами, вырывающиеся с киноэкрана отсылки к Гоголю, трилогия Тая Уэста, а также тенденция использовать в хорроре драму, подающуюся через мистику, одержимость и наказание. Режиссёр фильма Куаныш Бейсек — клипмейкер, как и Илья Найшуллер. Обоим отлично удаётся переносить навыки съёмки клипов в работу над масштабными кинотеатральными проектами. «Дастур» — по-европейски удачно снятое кино, уверенно работающее с текстурой повествования, переворотами камер, звуками и музыкой, пробирающими в лучших традициях современных хорроров.
До первых проявлений сверхъестественного «Дастур» выглядит социальной драмой — предельно честной и шокирующей будничным насилием. Мистической же части картины не хватает свежих идей. Создатели фильма смешивают традиции японских ужасов с восточной мифологией: истории о призрачных женщинах, мстящих за насилие, переплетаются с легендами о джиннах.
В итоге те самые взятые в кавычки традиции оказываются важнее всего. Но если оставить в стороне это противоречие, получился не просто нестыдный дебют, а хоррор, снятый на достойном мировом уровне; можно гарантировать, что после просмотра звуки домбры будут восприниматься совсем иначе!
Лента режиссера Куаныша Бейсека рассказывает тяжелую, но увлекательную историю, поднимая вопрос о действительно актуальной проблеме, самой позорной беде казахского общества. И это даже не массовые изнасилования, но практика выдачи жертв изнасилований замуж за насильников с целью «избежать позора».