Фильм, конечно, не идеален, в нём можно накопать известное количество недостатков, причём у каждого этот набор будет свой, но в общем кино производит нечастое нынче впечатление добротного, с уместными спецэффектами, слава богу, именно что серьёзного фантастического фильма, небессмысленного, неплохо сыгранного (та же Кэти Бейтс вообще что-то нечасто появляется в кадре, вечно кого-то озвучивая, а тут такая шикарная роль) и в общем достойного не только случайного единократного просмотра.
В римейке Скотта Дерриксона счет убитых идет на тысячи, многострадальный Манхэттен в очередной раз стирают с лица Земли, а Клаату, даром что выглядит как обыкновенный Киану Ривз, задает человечеству такой урок, после которого людям еще долго будет не до космоса. Немного жаль, конечно, что за мощной компграфикой ремейка уже не просматривается философский вопрос: что предпочтет человечество — умереть стоя или жить на коленях? Видимо, за прошедшие полвека инопланетяне нас уже достаточно изучили, чтобы ответ стал очевиден даже для них.
Хочу признаться, что я все-таки побаивался новой версии. Сейчас, когда компьютерные технологии буквально душат хорошее кино, из пафосной и одновременно мудрой истории могут сделать красочное месиво. В принципе, так оно и получилось. Но… Это месиво относится к красоте разрушения. Перед нами рушится и испаряется все, что создавало человечество десятки лет. И это так красиво! В результате, мы получили масштабный недурной фильм-предупреждение, а точнее, фильм-напоминание, потому что все мы за решением своими проблемами порой забываем о человечности.
«День, когда Земля остановилась» по форме кино нетривиальное, особенно с позиции какого-нибудь Роланда Эммериха — ну нет в ней космических супниц, нависших над пенисообразным зданием и стирающих с лица планеты важные исторические объекты. В этом плане — совершенно бесполезная и скучная картина. С альтернативной точки зрения замысел про инопланетян, прилетевших точечно ликвидировать человечество с целью спасения Земли, выглядит очень заманчиво и необычно.
Уайзовский фильм стал значительным художественным событием по той причине, что убедительно воззвал к разуму в самый разгар «холодной войны», в то время как большинство образчиков заокеанской кинофантастики2 внушало мысль о потенциальной агрессивности инопланетян, сублимируя подсознательные страхи американцев перед «вторжением коммунистов». Дерриксон, прежде демонстрировавший интерес, скорее, к хоррорам, сохранил и даже усилил звучание этого благородного пафоса, лишь адаптировав оригинальный посыл к текущему моменту. К ситуации, когда Соединённые Штаты Америки, самонадеянно претендующие на статус единственной сверхдержавы, на поверку лишь обнаруживают бессилие, пытаясь разрешить ключевые проблемы современности.
Авторы ремейка не смогли придумать адекватной новым временам концовки (ее изменили, но на самую примитивную) и не совсем, кажется, определились с актуальным месседжем. Он как бы и экологический, и антиглобалистский, и антивоенный, и вообще. «Вам нужно измениться и изменить ваш образ жизни», — поучает Клаату. Понимай как знаешь: то ли воду надо не засорять, то ли войны не вести, то ли не бухать каждый вечер. В любом случае идея очистить планету от человечества и заселить ее заново выглядит слишком соблазнительной — тем более Уилл Смит, как мы знаем, все равно останется.
Против чего мы решительно протестуем — так это против захвата голливудских сценаристов враждебными разумными вирусами-паразитами с Альфа-центавры. Эти зловредные создания совсем потеряли стыд. Вместо того, чтобы честно трудиться, они засунули отличный оригинальный сценарий в какую-то шайтан-машину, которая выдала почти беспрецедентный набор штампов. Зрелище, в итоге, получилось крайне странное, поскольку сурового Клаату весь фильм убеждают, что человечество достойно существования, но ни один аргумент не выглядит убедительным. И чем дальше, тем сильнее кажется, что циничный Бендер тут был бы уместнее — пускай без нанотехнологий, зато с его безжалостным и не оставляющим места для самооправданий и бесплодных надежд "Привет, неудачники!".
Главное, что убивает этот фильм, - несокрушимая серьезность, с которой он снят. Если бы инопланетник Клаату был веселый парень, который вдруг понял, что нельзя убивать Землю, на которой живут такие классные девчонки с большими сиськами, - получился бы забавный фильмец, как, например, "Армагеддон", который тоже бредовая фантастика, но его спасли ироничный Брюс Уиллис и шикарный русский космонавт Андропов, сыгранный Питером Стормаре. А тут к похоронной команде добавили еще и вечно унылого Киану Ривза - и этим картину окончательно угробили. Ну и дураки, что еще сказать...
Перед создателями нового «Дня, когда Земля остановилась», судя по всему, встала некоторая дилемма — с одной стороны, им хотелось сохранить гуманистический посыл оригинального фильма, а с другой, и добавить что-то весомое от себя, сделав поправку на современность. С третьей стороны давила необходимость сделать большой фантастический аттракцион со спецэффектами, чтобы «как у людей». Поразмыслив, как можно было бы совместить всё это в рамках одного фильма, режиссер Скотт Дерриксон избрал самый прямолинейный вариант — по очереди. В результате «День, когда Земля остановилась» смотрится так, будто кто-то невидимый всю дорогу переключает программы — вот здесь у нас верность оригиналу, затем экологическая мораль, а потом ненадолго включаются спецэффекты. Добавьте к этому финал, который оставляет больше вопросов, нежели ответов, и станет болезненно ясно — создатели римейка, может быть, и хотели как лучше, но получилось, как всегда, чёрт-те что.
Взять неплохую идею, которая действительно в состоянии была взволновать зрителя, и настолько ее упростить, что вся соль выпарилась – это просто преступление!