Фильм Девочка является дебютом, как для его режиссёра и сценариста Лукаса Донта, так и для исполнителя главной роли Виктора Полстера, на чьё место претендовало более пятисот мальчиков и девочек в возрасте от 14 до 17 лет во время кастинга данной картины. Виктор произвёл впечатление своим умением танцевать и благодаря этому победил в отборе претендентов на ведущую роль. Премьера состоялась в мае 2018 года на Каннском кинофестивале, где фильм ухватил сразу четыре награды: Золотую Камеру за режиссёрский дебют, приз ФИПРЕССИ в программе "особый взгляд", победу в актёрской номинации для Виктора Полстера, а также специальный приз "Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино". Позже кинолента была показана ещё на ряде ведущих мировых кинофестивалей и в Сан-Себастьян получила Приз зрительских симпатий.
Главной героиней картины является пятнадцатилетняя девочка-балерина Лара, запертая в мужском теле и готовящаяся к операции по смене пола, проходя серьёзную гормональную терапию и ещё более суровые тренировки в танцевальной школе, где требуется немалая физическая подготовка. Её семья даже переехала вместе с детьми, чтобы Лара смогла поступить в самую престижную танцевальную академию. Но самая важная борьба для девочки - это постоянное противостояние проступающим признакам мужского тела, которые способны превратить её в мальчика. Молчаливая и замкнутая в себе она проходит большой путь настоящей трансформации и преображения, чтобы обрести веру в себя и оказаться в своём настоящем теле. Ведь он(а) всё-таки ощущает себя девочкой.
Актёрский состав фильма возглавляет дебютант Виктор Полстер, также здесь снялись: Оливер Бодар, Арье Вортхальтер, Валентейн Даненс, Кателена Дамен и другие европейские артисты. Одним из продюсеров стал Дирк Импенс (Фламандские натюрморты). Дата премьеры в российских кинотеатрах должна состояться седьмого февраля 2019.
Как произведение искусства фильм Донта безупречен. На общий замысел работают все его элементы, но в этом и загвоздка: всё настолько стройно и совершенно, что трансгендерность (равно как и балет) теряет свою материальность, превращаясь из сложного объективного обстоятельства в выразительное средство, в простую и прозрачную метафору.
Донт работает резкими мазками, гиперболизирует ситуацию, агрессивно сталкивает женственность и мужественность. Но именно это делает «Девочку» идеальным высказыванием о пубертате – времени, когда нетерпение сердца заставляет желать всего и сразу.
«Девочка» — исключительный фильм, который держится на одном человеке, Викторе Полстере. Неизвестно, какие небеса благословили молодого парня без какого-либо актерского опыта сыграть транс-человека так ярко и живо, но в его героиню веришь без всяких сомнений. «Девочка» — камерный фильм, но яснее прочих манифестов показывает, как тесно в человеке сплетены слабость и сила. И, судя по отклику, Лукасу Донту удалось достучаться до зрителя.
Путь, который выбрала эта рожденная мальчиком шестнадцатилетняя девочка, показан Донтом с человечностью, которая исключает спекуляцию на самой теме: это внимательное к своим героям, полное эмпатии, эстетически состоятельное кино с потрясающим центральным персонажем.
Чтобы превратиться в другого человека, необходимо отказаться от собственного «я» и иметь мужество найти новое. Понимание этого тезиса помогает свершиться еще одной трансформации: милый трогательный фильм взросления превращается — пусть на считанные минуты — в высокую трагедию.
«Шокирующий» твист «Девочки» не в неожиданной посреди этого благолепия жестокости, но в самом свершении перехода из одного агрегатного состояния человеческого существа в другое. Главная удача Донта - в совмещении уникального и универсального: индивидуального трансгендерного переворота и закономерного опыта взросления, самоосознания как такового.
«Девочка» — очень спокойное, тихое кино. На экране — череда совершенно рутинных событий: занятия в классе, походы к врачу, сборы в школу, семейные ужины. Но в прозрачно показанной будничности и проявляется красота борьбы за то, чтобы стать собой. В этом фильме почти не повышают голоса, нет в нем и зрелищной драматизации, которая столь свойственна квир-кино. Зато в нем есть место трагедии, которой совершенно неожиданно могут разорваться будни.
Режиссура Донта лаконична. Сюжет освобожден от всего побочного: мы не знаем, куда делась мать семейства, и как в ее отсутствии образовалась такая семейная идиллия, такое чудо взаимопонимания в столь экстремальной ситуации.
Фактически «Девочка» - о преодолении самого себя в безудержном стремлении к искусству.
«Девочка» — это скорее драма о взрослении, а не о поиске себя в этом жестоком и убогом мире. Как девушка становится женщиной, что делает её самостоятельной взрослой? Только ли это половое созревание и наличие определённых органов или всё же дело в поведении и осознании ответственности?
Главная проблема «Девочки», которая говорит о важном, но делает это слишком очевидными методами. Тем самым фильм Донта в своей архаичности и прямолинейности похож на классический балет в мире, где давно практикуют модерн. Зато это красиво.
Один из главных дебютов прошлого года – провокационный и неоднозначный.
К сожалению, имея прекрасные выходные данные, в том числе ритмичный монтажный ряд и мастерскую работу оператора, драматургически «Девочка» все же не дотягивает в полной мере до настоящего откровения – ни как картина о трудностях взросления, ни, что более важно, как полноценный квир-портрет.
«Девочку» называют трансгендерной драмой, но в ней нет никакой спекуляции на модной теме, никакой фобии и никакой ожидаемой борьбы с косным обществом и непонимающими родственниками.
Концентрация фильма на теле и, в особенности, на гениталиях героини придает ему противоречивую репутацию среди ряда квир* и транс* авторов. Они утверждают, что картина представляет собой цисгендерный взгляд на жизнь транс* людей, что фильм слишком сконцентрирован на физических изменениях и игнорирует важность социального принятия. Иные заявляют, что фильм пропагандирует практики селф-харма и оказывается плохим примером для трансгендерных подростков.