Фильм Догмен (Догмэн) от Люка Бессона расскажет о человеке, который содержит настоящую стаю собак, заботясь о них, и те слушают исключительно лишь его команды. Главный герой имеет своеобразные моральные принципы, не является типичным спасителем невинных или супергероем, однако, когда власть в городе постепенно переходит в руки местного наркобарона, только повелитель собак способен остановить зло и вершить справедливость среди беззакония.
Поставил этот боевик по своему же сценарию Люк Бессон. Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Калеб Лэндри Джонс (Форпост), Кристофер Денэм (Финансовый монстр), Мариза Беренсон, Майкл Гарза, Клеменс Шик и другие зарубежные артисты. Музыку сочинил Эрик Серра.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах по стране с двадцать восьмого сентября 2023 года. Прокатчиками боевика на территории РФ выступают компании «Arna Media» и «Атмосфера кино», хронометраж заявлен в сто тринадцать минут, а возрастное ограничение к просмотру картины выставлено строго 18+
Бессон делал эту картину как свое послание миру, не испытывая особых иллюзий. Такой фильм мог бы сделать Вуди Аллен. Или Роман Полански. Или Кевин Спейси. Десятки жертв человеческой ненависти, выступающей как бы от имени человеческой морали. Собаки, по фильму, оказались и умнее, и добрее - эта история, в сущности, тест на человечность.
«Догмен» Люка Бессона — это «Джокер» хорошего человека. В фильме нет темного реализма, философии комиксных суперзлодеев, а также французский режиссер не копирует идеи «Таксиста» Мартина Скорсезе. Картина предстает аутентичной аудиовизуальной работой, которая поражает искренностью персонажей, общим таким привычным, но и необычным сеттингом, а также простотой повествования. Здесь нет нагромождения символом и метафор, но одновременно и отсутствует прямолинейная подача событий.
«Догмен» — кино синефильское, в нем можно найти следы и «Таксиста», и даже «Леона». Западные критики объявили фильму войну, пишут разгромные рецензии после премьеры, и для этих претензий есть поводы. Кто-то упрекает кино в затянутости, многим не понравился финал, кто-то ехидничает, что «Джокер с собаками» — это совсем уж издевательство. Им не нравится, что фильм не говорит ничего нового, что там есть только стиль, в котором Бессон мастер, но этого всё равно мало.
Главный герой поразительно органичен в своей новой семье – среди собак, которые не только интуитивно понимают его, но и любят, а ведь именно о любви и тепле он всегда так мечтал с детства. Но он перестал об этом просить уже давно и жалеть о прошлом тоже, именно поэтому в финале Пиаф отчаянно поет «Non, Je Ne Regrette Rien».
Удовольствие, которое мы получаем от кино, иногда рождается параллельно или даже вопреки нашему чувству прекрасного и пониманию, что дозволено, а что нет. Люк Бессон знает все эти формулы, как никто другой, и можно не сомневаться, ne regrette rien.
Фактурное, визуально богатое жанровое кино, которое трогает самыми очевидными способами. «Догмена» можно пытаться упаковывать в категорию «так плохо, что даже хорошо», хотя скорее «так просто, что даже удивительно»: будто фокусник прямо посреди представления показал все секреты, а потом не моргнув глазом продолжил выступать….
Несмотря на весь ужас, происходящий на экране, фильм воспринимается как нечто доброе и светлое, в чём, конечно же, большая заслуга главного актёрского дуэта, хоть арка персонажа Джоджо Т. Гиббс так и не успела раскрыться как следует. «Догмен» — это история о человеке, который просто хотел любить и быть любимым, даже несмотря на то, что всё его окружение (людское) пыталось всячески в этом помешать.
В фильме вообще хорошо ощущается характерный бессоновский стиль, сочетающий брутальность и сентиметальность. Капканы на бандитов и пытки ребенка здесь перемежаются томными песнями в кабаре, а отстрел криминала — с неловкими признаниями в любви. А простой, но эффектный религиозный символизм (лучше всего работающий в финальной сцене) неплохо подчеркивает центральную мысль: человек, способный разглядеть любовь в животных, найдет ее и в людях.
Люк Бессон не боится ни бога, ни черта, ни венецианского жюри, ни нахмуренных критиков. Режиссер не стесняется ни нафталинового шика 90-х, ни вычурных библейских цитат (допустим: God — Dog. Что? Да!), ни собачкиных трюков, которые выступают отдельными номерами (опять же как в 90-х: вспомните акробатические прыжки Майло в «Маске»).
Не исключено, что идея вернуться в профессию с собственным «Джокером» (неуклюжие параллели с фильмом Тодда Филлипса, победившим, кстати, в Венеции в 2019-м, режут глаз до такой степени, что «Догмен» выглядит откровенной пародией), только вместо неудавшегося стендап-комика вывести в главные герои неудавшегося артиста кросс-жанра, переквалифицировавшегося в кинологи, во сне смотрелась неплохо, но в реальности оказалось, что Люк Бессон очень-очень устал и способен разговаривать только загробным голосом.
К несчастью, один сильный актёр и две дюжины милых четвероногих не способны превратить слабую ленту в достойного представителя жанра.
Сценарий Бессона настолько не соответствует таланту Джонса, что всем было бы легче, если бы американская звезда здесь лениво дурачилась. Как опытные Пфайффер и Де Ниро в «Малавите» и неопытные Делевинь и Дехаан в «Валериане и городе тысячи планет». Но Джонс пошел по пути исполнительной и ответственной Йоханнсон из «Люси» — и своим профессионализмом обнажил тотальное дурновкусие фильма.
«Догмен» только притворяется перверсивным необарокко. Это удобный фильм даже для отечественных кинотеатров, неспроста же он выходит в российский прокат. Мужчина вроде как наряжается в платья и красится, однако травести-традиция не осуждалась даже в СССР (вспомним героев Георгия Милляра и Александра Калягина) и в дореволюционном кино (Иван Мозжухин).