Фильм Доктор Лиза посвящён памяти Елизаветы Петровны Глинки и покажет один насыщенный день из её жизни. В центре сюжета окажется тридцатая годовщина их с мужем совместной жизни. Отметить это яркое праздничное событие на званный ужин приглашены все близкие друзья и родственники. У Лизы предполагался день свободный от работы, специально заранее оставленный на семейное торжество. Лишь с утра она собирается заехать на Павелецкий Вокзал, проверить, как работает Фонд доктора Лизы «Справедливая помощь», принимая сегодня пациентов. Однако эта поездка сразу же начинает наполняться неожиданными встречами и непредвиденными событиями.
Поставила эту драму-биографию женщина-режиссёр Оксана Карас (Хороший мальчик, Карп отмороженный), поучаствовав и в написании сюжета вместе с Алексеем Илюшкиным и Натальей Кудряшовой (Пионеры-герои). В продюсерах проекта числятся Джаник Файзиев (Вратарь Галактики, Легенда о Коловрате, Август. Восьмого), Рафаел Минасбекян (Рубеж, Русалка. Озеро мертвых, Стрельцов) и Тимур Вайнштейн (Любовь с ограничениями, Срочно выйду замуж, Человек, который знал всё). Музыку к этой драматической картине сочинил Юрий Потеенко (Подольские курсанты, Спасти Ленинград, Анна Каренина. История Вронского). Хронометраж у картины составляет ровно два часа и заявлен в сто двадцать минут экранного времени, включая титры. Возрастной рейтинг ограничения просмотра у киноленты, согласно постерам и трейлерам, выставлен для нашего широкого проката 12+
Актёрский состав фильма возглавляет Чулпан Хаматова (Синдром Петрушки, Под электрическими облаками, Про Федота-стрельца, удалого молодца), сыгравшая Лизу. Компанию в этой биографической драме ей составили такие российские артисты, как Андрей Бурковский (Смертельные иллюзии, Красотка в ударе, Трезвый водитель), Константин Хабенский (Фея, Собибор, Селфи, Время первых), Сергей Сосновский (Запретная зона, Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее, Одесса), Алексей Агранович (Кислота, Довлатов, О чём говорят мужчины), Татьяна Догилева (Потерянный остров, О чём говорят мужчины. Продолжение, Жги!), Елена Коренева (Ван Гоги, Камень), Тимофей Трибунцев (БУМЕРанг, Вечная жизнь Александра Христофорова, Частное пионерское. Ура, каникулы!!!), а также здесь сыграли: Анджей Хыра, Евгений Писарев и другие. Дата премьеры в России назначена прокатчиком «Белые ночи» в кинотеатрах на 22 октября 2020 года.
Фильм одинаково понравится и сентиментальным людям, и циникам. Первых не оставят равнодушными беды подопечных доктора Лизы, вторых – ирония, с которой Глинка реагирует на все, довольно серьезные проблемы.
Авторы пытаются быть честными, хотя на максимально откровенный разговор сил у них все-таки не хватает. Тем не менее, одна из целей проекта — привлечь внимание к тому, что происходит при всевластии бюрократии в медицинской сфере.
Это портрет женщины очень живой, веселой, энергичной, азартной, хулиганистой, любящей помогать людям. Зачем ей это надо? Как сказал на пресс-конференции после фильма Глеб Глинка, «спросите у пианиста — ему нравится играть? А ей нравилось помогать».
Выбирая между снять или не снять художественный фильм о Елизавете Глинке, Оксана Карас вместе со всеми причастными студиями приняла правильное решение.
Это кино, толкающее к соучастию, и Чулпан Хаматова теперь в многочисленных интервью (которые она вообще-то дает очень редко) повторяет, что импульсивные порывы «сделать что-то доброе» — это нормально и не стыдно.
Удивительно, но в данном случае точное попадание получилось у Хаматовой и Хабенского именно во многом благодаря их настоящему жизненному опыту, тому, что они пропустили через себя как реальные люди в реальной жизни — оба занимаются благотворительной помощью онкобольным.
Разомкнутые психологические границы доктора Лизы оказываются принципом «всех впускать, никого не выпускать». В том числе и зрителей — пока не исторгнут из себя положенную дозу слез жалости и умиления.
Мир, изображённый Оксаной Карас в «Докторе Лиза», не сводим только лишь к внутреннему миру главной героини, что сделал бы, например, аскет мирового кино Ингмар Бергман. Шведского классика чаще всего не волновала социальная среда, однако весьма заботила жизнь души, то невидимое, неосязаемое, населённое страхами, комплексами и несбывшимися надеждами.
Очень тактильное кино. На протяжении всего фильма главная героиня будет обниматься-целоваться со всеми подряд — с бомжами — забыв о брезгливости, с мужем, сыновьями, приятелями и даже козой… Вот это ощущение прикосновения теплых Лизиных рук —главное мое впечатление от фильма. Ну и, конечно, позыв немедленно «творить добро другим во благо».
Фильм вообще ладно скроен по всем законам телевизионной мелодрамы — пожалуй, на этом материале можно было бы снять процедурал с одним спасенным в неделю, и такой подход был бы даже честнее.
Получилось, однако, именно житие — немного спекулятивное (рыдающие родители, просветленный мент), но с безумной энергией и искренностью.
«Доктор Лиза» — компромисс (в том числе и по отношению автора к своему методу), но тот, что устраивает поголовно всех: и циников с их постоянными претензиями к лживой сентиментальности, и страждущих мелодраматических коллизий.
Кино скромных достоинств, обладающее одним несомненным качеством: способностью пробудить неравнодушие.
Оксана Карас сняла фильм примерно так, как доктор Лиза делала свое дело: собрав единомышленников и спрятав личные амбиции в дальний карман.
Как пропаганда здравого смысла это кино функционирует отлично: надеюсь, его действительно посмотрят миллионы людей, которых «Доктор Лиза» неизбежно заставит задуматься о частных и общих проблемах здравоохранения, почитать в интернете о паллиативной помощи и прочем.
Понятно, что картина актерская, но иногда даже слишком. Так и хочется ее чуть-чуть приглушить, минимизировать актерские усилия, приводящие в итоге к художественной неубедительности.
Снова борьба с наркотиками в российском искусстве показана как не борьба с наркотиками, а как воспроизведение порочной системы.
Чего не хватает этому фильму, так это живой Елизаветы Глинки. Как будто опасаясь, что настоящая Лиза раскатает экранную в труху, авторы даже на титрах не включили ни документальных кадров, ни даже ее портрета. А надо было. Ведь помнить хочется Лизу, а не Чулпан.