Фильм Две королевы является экранизацией исторической книги Джона Гая, адаптированной для кино сценаристом и номинантом на "Оскар" Бо Уиллимоном (Мартовские иды) и снятой кинорежиссёром Джози Рурк, известной такими экранизациями, как "Много шума из ничего" 2011 и "Кориолан" 2013 года. Картина расскажет о соперничестве таких персон истории Великобритании, как Мария Стюарт и Елизавета I, боровшихся за власть и шотландский престол.
Будучи сёстрами по крови они на всю жизнь оставались непримиримыми соперницами, как в делах политики своего государства, так и в любви: дерзкая Мария Стюарт и её двоюродная сестра - безжалостная Елизавета I оказывались в самом центре дворцовых интриг даже в то время, когда всем вокруг, казалось бы, по сложившимся давним традициям должны были управлять и руководить мужчины. Картина о двух сильных женщинах, одна из которых попыталась свергнуть с трона свою сестру, поплатившись годами тюремного заключения, поставлена дебютанткой в большом полнометражном кино, но уже имеющей опыт в постановке исторических произведений.
Актёрский состав фильма возглавляют Марго Робби (Конченая, Тоня против всех, Отряд самоубийц) и Сирша Ронан (Леди Бёрд, Отель «Гранд Будапешт», Как поймать монстра). Также в этой исторической драме снялись такие звёзды кино, как Гай Пирс (Горячие каникулы, Преисподняя) и Дэвид Теннант (Логово Монстра, Ночь страха). Музыку к картине написал Марк Рихтер (Опасная игра Слоун, Морган, Вальс с Баширом). Дата премьеры в кинотеатрах России должна состояться 17 января, прокатчиком выступает «UPI».
Рурк сняла картину о проблемах феминизма без всякой его романтизации. Это не мир «сильных женщин и слабых мужчин» или, например, «слабых женщин и сильных мужчин». Это просто мир слабых и сильных, где любовь, страсть и ярко выраженные эмоции – главные враги и слабости.
Величественные замки, изящные пейзажи, аутентичные костюмы — мир выглядит реалистично и затягивает в свои сети. Возможно, много мелодрамы, но куда же без неё.
Обязательные для современного кино элементы идеологии, объекты для происходящей сегодня ревизии отношений между полами, аккуратно растворены в умеренно увлекательном и достаточно красивом повествовании, которое едва ли вызовет восторг, но все же не разочарует зрителей.
Подмешивание в историческую картину современных либеральных идей не идет фильму на пользу
Какое-то время кажется, что фильм попросту отвлекается, считая нужным расположить к себе современную публику через анахронистический кастинг, поддержку Марией своего небинарного друга, множество сцен, в которых мужские персонажи выставляют себя шовинистическими свиньями, и так далее.
Это кино — игра одной королевы, наложенная на весьма современное видение создателей с расовыми вопросами, мизогинией, феминизмом, проблемой нетрадиционной сексуальной ориентации, которую, впрочем, Мария легко разрешает в своем дворе, называя министреля «сестрой», а мужа прощая за связь с другим.
Батальные эпизоды смотрятся наивно на фоне придворных диспутов. И от ощущения затянутости в первой половине фильма не всем удастся оправиться к финалу, слегка разочаровывающему отсутствием морального посыла при массе откровенно аморальных.
Хотя картина рассказывает о вроде бы действительно имевших место событиях, «Две королевы» — это, конечно, всего лишь фантазия на исторические темы.
К финалу эти стремящиеся к лозунговой риторике диалоги вдруг обнаруживают какую-то зашифрованную осмысленность тайной шахматной игры.
Разочаровать может и внутренняя логика персонажей: их действия можно оправдать только осознанием того, что ими движет долг, который во много раз превосходит их собственное «я», но делать это приходится самому и практически через силу. Кроме того, довольно бледно смотрится перфоманс Марго Робби.
Мотивы персонажей корректируются в угоду поворотам сюжета, который становится всё более непоследовательным.
Самый страшный грех для фильма о елизаветинской эпохе – быть непонятным и остаться непонятым. Да, более-менее образованный зритель должен знать хотя бы в общих чертах, что там было.
На какие мысли в итоге должна навести зрителя картина и должна ли вообще — не очень ясно. Это все та же страничка из учебника истории, пересказанная все так же: через противопоставление двух королев, одна из которых обязательно должна быть унижена, чтобы другая могла блистать.
При съемках картины пострадала не только историческая достоверность, но и сам замысел авторов представить современный взгляд на историю Марии Стюарт и Елизаветы I Тюдор..
«Две королевы» пополнили сонм псевдо-исторических фильмов, в которых, по словам Дэвида Теннанта, сыгравшего здесь шотландского религиозного реформатора Джона Нокса, «люди в плащах кричат друг на друга».
За всем этим торжеством феминистской повестки, упакованной в тоскливую и однообразную мыльную оперу, совершенно теряется хоть какой-то смысл.
Что делает «Двух королев» невыносимо пресным и утомительным фильмом, так это его тотальное жанровое фиаско. Здесь нет ни убедительной драмы, ни комедийных ноток, ни триллерной составляющей. В какой-то момент режиссёр даже попыталась изобразить батальный эпизод с участием двух армий, но столь плохо поставленных сцен сражений на больших экранах не было уже очень давно. От безнадёжности всего увиденного спасает очередной замечательный саундтрек Макса Рихтера, который оживляет самые безжизненные эпизоды и привносит в фильм хоть какие-то тональные изменения.
Из «Двух королев» не получилось ни исторического кино, ни агитки феминизма. А получилась грустная история о том, как рыжеволосым сёстрам не удалось обнять друг друга и всё простить, потому что мужики — известно кто.