В фильме Джон Картер ветеран гражданской войны внезапно попадает на Марс, и оказывается в плену у зелёного четырёхрукого народа, населяющего планету, откуда ему предстоит не только сбежать, но и спасти прекрасную принцессу Дею.
Если не держать в руках какое-то чрезвычайно ядреное мерило и быть поадекватнее с запросами, то все сразу становится на свои места - актеры замечательные, юмор также, экшн, романтика, графика, костюмы, сюжет, саундтрек – здесь есть все, причем эти элементы на очень высоком уровне. «Принц Персии» на фоне «Джона Картера» смотрится если не эпик-фейлом, то, как максимум, детской возьней в песочнице.
Цветистая сложность межзвездных интриг и марсианского лексикона для него — повод для такой же чистой мальчишеской радости, как и выход Джона Картера против целого вражеского племени или сразу двух огромных чудовищ на марсианской гладиаторской арене. И, наверное, лучшее, что можно сделать на «Джоне Картере» — это последовать примеру его постановщика и расслабить перед сеансом вечно нахмуренный лоб. Вердикт Кочерыжкина — очаровательно старомодная версия современного размашистого блокбастера — по большей части работающая
ет смысла раскрывать все сюжетные перипетии фильма, которых, в общем-то, не так уж много. По сути, перед нами захватывающая смесь комикса с поверхностной экранизацией любого романа Жюль Верна. А вот сравнения со "Звёздными войнами" и "Аватаром" всё же мимо кассы: всё же поверить в то, что "Джордж Лукас" и "Джеймс Кэмерон" черпали вдохновение у Берроуза, а не наоборот, гораздо разумнее. И всё равно это не спасает сравнения "Джона Картера" от сравнения с вышеупомянутыми шедеврами.
Режиссер "ВАЛЛ-И" Эндрю Стэнтон включает старомодную сказочную интонацию прямо с пролога и держит до самых титров: после скоропостижной кончины капитана Картера, в руки его племянника по имени Эдгар (и по фамилии, разумеется, Берроуз) попадает дневник с описанием дядюшкиных приключений на Красной планете.
Враги — злобные интриганы с почти колдовскими способностями, ради своих малопонятных целей готовые погубить всю планету. Словом, идеальное мальчишеское чтиво — наивная, инфантильная, но захватывающая космическая опера, все ингредиенты которой автор великого мультфильма «ВАЛЛ*И» Эндрю Стэнтон бережно перенес на экран. «Джон Картер», кстати, — это его дебют в игровом кино.
Герой, конечно, слегка похож на фонарный столб, а героиня — немного чересчур биатлонистка. Но это, в сущности, детали для картины, где в какой-то момент кричат: «Выпускай большую белую обезьяну!» (А когда зритель в полной мере оценит, триумфально добавляют: «А теперь еще одну!») Это как если бы один из новодельных эпизодов «Звездных войн» снял не кататоник Лукас, а кто-то помоложе и поостроумней. В сущности — вариант, за который еще 10 лет назад многие не задумываясь отдали бы мизинец. Что к моменту исполнения и эта мечта тоже слегка запылилась — что поделаешь
Фантастический боевик «Джон Картер» нацелен, в первую очередь, на молодую мужскую аудиторию, хотя его приключенческий сюжет может кое-что предложить и зрительницам. Например, любовную историю принцессы Марса и отважного землянина, который на другой планете часто забывает о хороших манерах. Для тех, кто еще ностальгирует по известным блокбастерам жанра, появлявшимся с 1980-х годов, зрелище получится весьма ободряющим, а несколько смешных эпизодов и диалогов из сценария будут этому только способствовать.
Вполне логично, что Эндрю Стэнтон, зарекомендовавший себя на поприще CG-анимации, отменно чувствует природу образов, сгенерированных при помощи компьютеров. Зелёные тарки с четырьмя руками, грозно торчащими клыками и мужественными, решительными лицами и причудливые марсианские животные (допустим, белый примат неохватных пропорций) – воистину как живые. Но не менее важно, что не выглядят условными («мультяшными») персонажи-люди с обеих планет.
Представленный в "Джоне Картере" диснеевский взгляд на инопланетные приключения военнослужащего землянина по сравнению с "Аватаром" более детский, простодушный, а благодаря старомодной берроузовской манере и архаичный, но, наверное, поэтому не такой отталкивающий, как претензия "Аватара" на революцию в жанре научной фантастики.
«Джон Картер» и правда напоминает кино человека, который провел день в очереди, чтобы ворваться в Лувр за час до закрытия, — вот плоские берроузовские герои теперь ведут войну не только с миром, но и с собой, вот в кадр торжественно впускают тех самых обезьян, вот на втором плане разыгрывают маленькие геополитические драмы выдающиеся характерные актеры Стронг и Уэст. «Джон Картер» по-хорошему старомодный, основательный фильм — и это при том, что первоисточник, напротив, глубиной не отличался.
Джону Картеру, подобно Джейку Салли придётся выбрать между двумя планетами. Вот только здесь противопоставляются Земля, какой она была в XIX веке, и марсианская цивилизацией неопределённой эпохи. Правда, «Джон Картер» получился несколько динамичнее. Возможно даже фильм чересчур насыщен действием. Все два часа герои сражаются со своими врагами, практически не давая передохнуть ни себе, ни зрителям, так что под конец можно и устать от такого темпа. Но в целом впечатление о фильме остаётся хорошее, а потому этот небольшой огрех создателям можно и простить.
Наивная прямолинейность сюжетных ходов «Джона Картера» с лихвой восполняется размахом действия. Начинаясь как вестерн, фильм быстро переходит в область модного ныне палп-фикшн начала XX века, бойко жонглируя мифологическими кодами, которые в жанровом смысле работают беспроигрышно. Глядя на всю эту непритязательную, но действенную красоту, невольно задумываешься, как бы в наше время обстояли дела с экранизацией толстовской «Аэлиты». Похоже, сегодня возврат к классике — единственно возможный выход для фантастов, которые давно не в состоянии придумать оригинальный сюжет.
Скорее всего, если бы первоначальная идея об анимационном мультфильме была реализована Эндрю Стэнтоном, то это было бы оригинально, и возможно принесла создателю очередную статуэтку. Но как художественный фильм – неудачная попытка отвлечься от анимации. Развлекательное и зрелищное кино – это чудесно, но за визуальными эффектами должно быть еще что-то, то что врезается в память и душу, иначе это просто кинцо на один вечер.
Столетнее путешествие прародителя целого пласта развлекательного кинематографа на большой экран, закончившееся невероятно амбициозно, во многом противоречиво, но так или иначе достойное того, чтобы пойти и оценить его лично.
"Джон Картер", с такой командой создателей, запоздал как минимум на десять, а как максимум на все сорок лет, причем касается это как производственной стороны фильма, так и художественной. А жаль. Ибо при подобающем обращении даже сегодня могло бы получиться поистине эпичное кинополотно.
Как и положено детскому жанру, переживать тут уместно лишь за страшненькую пучеглазую собачку, которая, как ни странно, по части элементарной харизмы затмевает здесь даже задействованного в роли заглавного злодея Марка Стронга.
Не зря «Джона Картера» сравнивают с «Принцем Персии» — они действительно похожи. И тот, и другой — скучные и бессмысленные, и тот, и другой сопровождался масштабной рекламной кампанией, и тот, и другой провалились. И да, в обоих случаях действие происходило в каких-то скучных пустынях. Вердикт: скучное убогое кино, которые идет больше двух часов. Ценности — ноль, зрелищности — ноль.