В фильме Экстрасенс скептически настроенная женщина приезжает в старый детский дом, где по слухам обитают призраки, и чем дольше она находится в зловещем здании, тем слабее становится её отрицание паранормального
Желая вложить в свою первую полнометражную работу всё, что было когда-то в планах, Мёрфи связал события послевоенного (речь о Первой мировой войне) времени с присущим мистицизмом. Именно в 20-е годы в Британии развернулась необходимость в экстрасенсорике – многие искали своих близких, не вернувшихся с войны. Тогда же для личной наживы появились сотни обманщиков и мошенников, набивая свои карманы, используя других людей и отнимая у них последние надежды. Для отвода глаз неопытных киноманов режиссёр решил именно благодаря подобной предыстории сформировать для зрителей псевдопортрет главной героини. Это у него почти получилось, просели лишь мелкие детали, которые не смогут убежать от глаз специалиста.
Я не могу сказать, что «Экстрасенс» — это фильм ужасов или триллер. Это скорее мистический детектив, который вряд ли сможет вызвать такие же эмоции, как «Девятые врата», но уж точно не настолько уныл, как «Дедлайн» и другие многочисленные фильмы про тайну особняка или привидение. Вердикт: хороший английский мистический детектив, рекомендую.
«Экстрасенс» наполнен множеством сюжетных линий и представляет собой психологический триллер-драму. Режиссер водит за нос податливого зрителя, и как только ты начинаешь тонуть в обилии догадок, он бросает тебе спасательный круг в виде подсказки. Ты цепляешься за него, но потом тебе бросают еще, еще и еще. В результате ты все равно утонешь.
«Экстрасенс» — дебют британского телевизионщика Мерфи — в англоязычном миру зовется «Пробуждением», и это название, само собой, подходит картине куда больше. Все-таки про экстрасенсорику и спиритизм здесь ровно две минуты в прологе; последующие же полтора часа авторы пытаются выдержать в рамках печальной элегии, повествующей о человеческих потерях и пограничных состояниях, в которых многие сознательно пребывают всю свою жизнь.
Снятый в лучших традициях готических кошмаров (вспоминаются прежде всего «Другие» Аменабара) фильм оказывается не столько ужастиком (хотя поводов испугаться здесь более чем достаточно), сколько тяжелой психологической драмой об общенациональном посттравматическом синдроме. И здесь первостепенное значение приобретают не виртуозная съемка, не спецэффекты и даже не сюжет с двойным, а то и тройным дном, а актерская игра. И если для Николь Кидман роль в «Других» была лишь одной из многих, то для Ребекки Холл, по сути вытягивающей на себе весь фильм, роль Флоранс пока что явно лучшая.
Основная слабость данной картины, где есть и нестандартные, иногда даже со вкусом сделанные моменты, – не эта курьезная неразбериха между двумя мирами, а общая вторичность. Фильм Мёрфи слишком похож и на все экранизации «Поворота винта» Генри Джеймса разом, и на «Других» Алехандро Аменабара, и на «Джорджино» Лорана Бутоннá, и на «С феями – шутки плохи» Ника Уиллинга, и еще на несколько десятков или сотен разной степени талантливости мистических картин.