От фильма, снятого по следам мирового душеспасительного бестселлера, никто и не ждет Нагорной проповеди, но «Ешь, молись, люби» не претендует даже на то, чтобы быть «Психотренингом для чайников». Достоинства фильма лежат совсем в другой плоскости — это идеальное кино про нескончаемый летний отпуск, свободный от забот о муже, деньгах и собственном весе.
Наивно предполагать, что фильм с таким названием способен заинтересовать мужскую часть аудитории, и судить о нем можно разве что женскими категориями. К счастью, таковых немного и главное преимущество этого фильма в том, что он, в отличие от «Секса в большом городе», касается почти всех женщин. Два часа кинотерапии на выходе дает женщине если не надежду на Хавьера Бардема, то хотя бы сладкие мечтания о загадочных буддистских монастырях, пейзажах Бали и замечательных итальянцах. Что-то вроде «National geographic» для женщин. Ну а любящих мужей обрекает на два часа ерзаний в кинотеатре.
Как гласит изрядно подзаезженная народная мудрость, и на старуху бывает проруха. Впрочем, если слегка перефразировать классика, проруха случается главным образом не в старухах, а в головах. По крайней мере, в голове Райана Мёрфи, автора роскошной психотерапевтической феерии «На острой грани», определенно произошло небольшое замыкание. В результате упомянутого происшествия Мёрфи решил совсем уж повернуться лицом к широкому зрителю, и лицо это оказалось снабжено широченной, стоматологически выверенной, не лишенной даже некоторого крокодильего лоска улыбкой Джулии Робертс. В сущности, и автобиографические излияния Элизабет Гилберт, барышни в меру чувствительной, в меру интеллектуальной, и их кинопленочная версия – не что иное, как результат кризиса перепроизводства благ.
Экранизация бестселлера Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» похожа на всю ту гору макулатуры, которая учит, как обрести духовность и счастье в личной жизни. Перед нами какой-то очень важный и пугающий культурный феномен: бестселлеры, озаглавленные в духе «50 способов найти Дао», ароматические палочки, поездки на Гоа — и миллионы вменяемых, образованных, вполне успешных людей в глубоком кризисе, которые во все это верят. «Секс в большом городе 2», «P. S. Я люблю тебя», теперь вот «Ешь, молись, люби» — игрушечный страусиный эскапизм, концентрированная банальность, возведенная в философию. «Найди себя», «счастье — внутри», «ты то, что ты ешь». Еще 15 лет назад невозможно было представить, что такие лозунги могут звучать не в комедии и не в развивающем диафильме на уроке биологии. И тем не менее так оно и есть: никому нет дела, что фильм небрежно сделан. Что персонажи сами забывают свои мотивировки. Что самолет, на котором должна была улететь героиня в финале, просто исчезает из сценария, чтобы не вернуться в него никогда. Всем все равно. Главное, что спа-салон расположен недалеко от ашрама, а бразильский ювелир уже начал готовить курицу-карри.
Главной движущей силой бестселлера "Есть, молиться, любить", по которому Райан Мерфи ("Части тела") ставил свой фильм, была, собственно, личность Гилберт и ее пространные измышления размышления о сути вселенской гармонии. В фильме их, по понятным причинам, пришлось сжать до нескольких морщин на лбу задумавшейся Робертс и компенсировать недосдачу логических выводов бурными рыданиями да просветленными улыбками. И в принципе, "красотка" вполне могла бы вывезти вялотекущую мелодраму только на одном своем актерском мастерстве, однако оказалась неспособной на самоиронию, которая была ключевым элементом книги наряду с погружением в восточные религии. В то время как саму книгу Гилберт многие упрекали в чрезмерном упрощении и подмигиванию читательницам — экранизация окончательно превратилось в пособие по дауншифтингу для обеспеченных домохозяек.
Экранизация главного американского нон-фикшн-бестселлера последних трех с половиной лет — в своем роде примечательное достижение: чистая функция пособия по самоусовершенствованию, лишенная каких-либо стыдливых оберток вроде «романтической комедии» или «познавательного тревелога». Если ваши проблемы, по вашему мнению, схожи с проблемами нью-йоркской журналистки Элизабет Гилберт (а предлагаемые ею в своих мемуарах решения не вызывают у вас истерического хихиканья) — скорее принимайте позу лотоса у киноэкрана. Всем остальным, однако, «Е.М.Л.» специально не дарит ничего, кроме быстро тающей надежды, что все происходящее — убийственная сатира на сознание эпохи постмодерна.
Картина «Ешь, молись, люби», очевидно, сделана с претензией на то, что метод Гилберт станет панацеей от любых проявлений женского экзистенциального кризиса. Формула проста: ублажаешь тело, закаляешь дух, и телесное воссоединится с духовным. Что ж, как любое пособие по практической психологии, такое кино интересно только тем, кому нужно перестать беспокоиться и начать жить. Остальным сто тридцать три минуты экранного времени дадутся нелегко. Увлеченные книгой, создатели фильма не удосужились приправить свое творение более ощутимой долей иронии, нежели та, что сводится к действительно замечательной сцене первого разговора Лиз с Богом и сомнительным шуточкам героини по поводу лишнего веса, набранного в Риме. В недодраме (для того, чтобы считаться полноценной драмой в «Ешь, молись, люби» слишком невыразительно обозначены конфликт и его причины) с элементами роуд-муви не хватает то ли легкости романтических комедий, то ли глубины серьезного кино.