Кена Лоуча иногда называют последним режиссером соцреализма и, наверное, достаточно огласить это определение, чтобы убить прокат фильма, который и так показывают почти подпольно. Однако в свете Обамы, писем Ходорковского и карателей из отделов кадров левацкие манифесты становятся актуальны. К тому же «Свободный мир» — это увлекательная драма (если вы, конечно, любите смотреть кино про живых людей и их неоплаченные счета), сделанная в совершенно народном, доступном, по-хорошему телевизионном формате (как и все английские режиссеры-шестидесятники, Лоач долго работал на BBC).
Cильной стороной творчества Лоуча, не исключая «Это свободный мир», остаётся умение, вопреки всем опасениям, не погрязнуть в мелочах и частностях. Выявить в бытовизме ситуаций проявление фундаментальных законов функционирования общества. Вознестись от следствий к причинам. Что именно толкает Энджи, любящую мать-одиночку, на столь сомнительную стезю? Чем именно ей так не угодил образ жизни родителей и за что именно не хочется краснеть перед маленьким сыном? Авторы дают вполне однозначный ответ: виной всему – дух предпринимательства, любовно культивируемый с раннего детства в каждом.
Объект наблюдения — неумолимая блондинка, расчищающая себе и сыну-хулигану пятачок под солнцем — обманул даже такого опытного наблюдателя как режиссер Лоуч. Главная героиня, наотмашь сыгранная дебютанткой Уэринг, берет огонь на себя и весь фильм вызывает один восторг, даже когда совершает пакости. Посмотреть, как эта бой-баба в кожаных штанах карабкается вверх по пищевой пирамиде — это главный повод потратить триста рублей и полтора часа на шоу Кена Лоуча. В конечном итоге весь этот подпольный трудовой собес, придуманный блондинкой-разведенкой — всего лишь сублимация женского, супружеского инстинкта не только героини, но вообще всей Англии, всего стареющего Запада. Поиска настоящего мужчины для королевства, где нету короля.