Фильм Фабельманы это художественное переложение жизни Стивена Спилберга, экранизированное им самим в виде захватывающей драмы о жизни одной семьи. Впервые попав в кинотеатр Сэмми Фабельман оказался невероятно впечатлён увиденным. Пытаясь повторить события в миниатюре, он едва не ломает свою игрушечную дорогу. А мама советует ему взять восьмимиллиметровую камеру и запечатлеть разыгранную катастрофу на плёнку. Так новое хобби постепенно за жизнь Сэма перерастает в настоящее увлечение кинематографом и путь к режиссуре. Всё это проносится вместе с ним через всю послевоенную жизнь, помогая преодолеть все испытания, разделяя успехи и трагедии, а также открывая некую семейную тайну.
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Гэбриел ЛаБелль, Мишель Уильямс, Сет Роген, Пол Дано, Джулия Баттерз, а также Дженни Берлин, Джадд Хёрш, Кили Карстен, Робин Бартлетт и другие артисты.
Постановщиком, вложившим душу, детские и юношеские воспоминания и частично переложив здесь историю своей жизни, выступил сам Стивен Спилберг, а сюжет вместе с ним сочинил и переложил на киносценарий Тони Кушнер. В продюсерах вместе с ним также выступила Кристи Макоско Кригер. За визуальную составляющую в картине отвечает кинооператор Януш Камински, а за музыкальное сопровождение - Джон Уильямс. На "Золотом глобусе" 2023 фильм взял две номинации: Лучший фильм (драма) и Лучший режиссер (Стивен Спилберг), и был номинирован ещё в трёх. А на премии "Оскар" 2023 получил аж целых семь номинаций.
Дата премьеры в цифровом релизе должна состояться четырнадцатого февраля 2023 года. Бюджет оценивается в сорок миллионов долларов, а хронометраж заявлен в два с половиной часа и составляет вместе с титрами сто пятьдесят одну минуту.
Великий сказочник Спилберг сделал свой фильм в самый нужный момент. За это ему и «Глобус», и, вероятно, «Оскар», но еще важнее — общая благодарность от израненных зрительских сердец во всем мире.
Cовершенно воздушный фильм, в котором Спилберг возвращает себе детский взгляд на вещи. Сама материя его кино, оживленная сценаристом Тони Кушнером, оператором Янушем Камински, композитором Джоном Уильямсом, обретает полузабытую легкость — будто бы даже неуклюжесть подросткового любительского фильма.
Стивен Спилберг создал нужное ему и увлекательное для зрителя кино. Режиссер за много лет впервые выступил в качестве сценариста, но кто способен лучше написать историю твоей жизни, как не ты сам (вторым сценаристом стал Тони Кушнер). В итоге получилась почти идеальная и очень искусная работа. А еще, очевидно, достойный представитель нынешнего наградного сезона
В зеркале кинопленки 75-летний Спилберг видит порой капризного, порой эгоистичного, но целеустремленного и чувствительного мальчишку, который набивает шишки и коллекционирует сердечные царапины. Но Сэмми счастлив, потому что всегда знал, чего хочет. А Стивен счастлив, потому что знает, что получил желаемое и даже больше того.
Один из самых добрых фильмов последних лет. Здесь вообще нет отрицательных персонажей. Ну, не будем же мы считать злодеем школьника-антисемита, которого даже «свои» называют неадекватным.
Это и драма о разводе, и история взросления, и портрет юного режиссера (с небольшим акцентом на его еврействе), и исследование природы кинематографа. Но в первую очередь это воодушевляющее кино о погоне за мечтой.
Однозначно, "Фабельманы" будут интересны поклонникам Стивена Спилберга, поскольку, в отличие от документальных фильмов, в которых жизнь Мэтра показывают сухой и причёсанной, здесь зрители увидят сокровенную исповедь, дополненную добротной игрой актёров и прекрасным музыкальным сопровождением Джона Уильямса. Кто-то может справедливо сказать, что похожих биографических драм о пути известных людей к вершине и так уже снято с избытком, но заслуг создателей картины это нисколько ни умаляет. Лента похожа на цветок, который очень бережно выращивали, но не на продажу, а прежде всего для души.
Очень хороший американский фильм, но вот что странно: такой фильм можно было снять и двадцать, и пятьдесят лет назад. А из оскаровских номинантов гораздо более сильное впечатление произвели трагическая комедия ирландца Мартина МакДонаха «Банши Инишерина», немецкая антивоенная драма «На западном фронте без перемен», шведский фарс «Треугольник печали» и другие ленты, в которых звучит страшная музыка нашего времени. Но, полагаю, лучшим американские академики всё-таки признают фильм Спилберга.
Наверное, важнейшая деталь, которая объединяет эти картины, а в «Фабельманах» ощущается будто бы даже острее прочего, это огромная любовь каждого из постановщиков к себе-ребенку. Совершенно не важно, где в историю Сэмми (ну или Стиви) закрадываются нотки манипулятивности, где Спилберг говорит чистую правду, где полуправду, а где беззастенчиво врет в своих художественных целях.
Баланс эмоций-шуток-мудрости выдержан идеально: признаемся, не в каждой картине режиссера такое увидишь. И уж очень выделяются совершенно нетипичные, доходящие до коэновской абсурдности сцены некоторых диалогов. Дядю Бориса (Джадд Хирш) мы запомним надолго, а Дэвид Линч – чуть ли не главная подкупающая особенность фильма.
Совершенно замечательный и удивительный фильм: он предельно искренний, честный, при этом тонкий и деликатный. Он великолепно поставлен и совершенно замечательно сыгран. На мой взгляд, это вообще лучшее из того, что создал этот режиссер!
Кульминацией «Фабельманов» становится сцена встречи Сэмми с голливудским классиком Джоном Фордом, красочно сыгранным Дэвидом Линчем. В ней и воплощается главная мысль Спилберга: жизнь на экране становится более реальной, потому что наполняется волшебством, магией кино.
Автобиография режиссера, особенно прославленного, – это для логлайна звучит крайне скучно. Но «Фабельманы» оказываются далеко впереди слезоточивого «детства кинематографа» и даже не пытаются играть в формате «8 ½» Феллини – тоже своего рода эпоса о становлении легендарного постановщика. «Фабельманы» – прежде всего рассказ о семье, о корнях.
В «Фабельманах», которых уже называют лучшим фильмом режиссера в XXI веке, Спилберг предстает не виртуозом — как, допустим, в «Шпионском мосте», — а мастером. Здесь нет ничего от показательного выступления, которым была «Вестсайдская история», зато есть твердость руки и абсолютная ясность мысли.
Во второй, калифорнийской половине фильма, «Фабельманы» становятся на рельсы традиционного меланхоличного фильма о подростке: проблемы дома, хулиганы-антисемиты в школе, смешная линия про первую любовь с чрезвычайно религиозной барышней. Но всякий раз это оказывается еще одним предлогом для разговора о кино.