В фильме Фантом иностранные туристы, приехавшие в Москву сталкиваются с инопланетными захватчиками, уничтожающими всё на своём пути, туристическая поездка в одно мгновение оборачивается борьбой за выживание.
В фильме «Фантом» кроме всего прочего присутствует загадка. Почти под конец, когда герои плывут на лодке по Москва-реке, происходит кораблекрушение данной лодки ввиду несанкционированных правительством Москвы действий пришельцев на набережной. При этом крушении все оказываются в воде – все, кроме одной девушки, которая каким-то непостижимым образом перенеслась на два километра вглубь берега и стала оттуда пулять сигнальными ракетами, чтобы ее спасли.
Мощная комическая энергия, счастливо зашкаливающая на прощании московских ополченцев с американцами (нехитрой, но дьявольски эффектной финальной шутке Куценко радостно аплодировал весь зал), обидным образом только подчеркивает общую никчемность всего остального в «Фантоме». И предельно ясно сигнализирует — на том же материале и с теми же участниками вполне можно было бы сделать приличное кино. Но, как всегда — не срослось. Вердикт Кочерыжкина — интересно сделанный, но в целом никчемный блокбастер про инопланетян, немного спасаемый выходом русских артистов
«Фантом» – довольно своеобразный взгляд как на Москву, так и на жанр фильма-катастрофы. С одной стороны, когда еще удастся увидеть изнутри американское посольство, побывать в сталинской жилой высотке и попасть со станции метро «Библиотека имени Ленина» аккурат на «Маяковскую». С другой стороны, сложно представить более бездушное, формальное, некрасивое изображение столицы России, которое оживает только при компьютерных взрывах и подсвечивании инопланетными технологиями.
«Фантом» представляет собой не более чем вариацию на тему какого-нибудь «Скайлайна». То есть технологичную бэшку не без находок, но и не без глупостей — причем сколь в глобальном (англоязычная команда, подборка заметных молодых голливудских актеров), столь же и в местечковом изводе. Ведь как ни крути, а от мысли, что единственная сверхзадача этого фильма — восполнить несправедливый изъян в сай-фай-традиции, наконец спустив, как по указке сверху, на Москву чужих, отвертеться сложно.
На то, что все происходящее просто снится перепившим водки чужакам, указывает и парадоксальное снятие языкового барьера. С одной стороны, легенда фильма гласит, что по-русски из приезжих понимает только швед. С другой – с каждым встречным они легко находят общий язык. И если между собой они чаще просто обмениваются именами («Бен!» — «Шон!» — «Бен!» — «Шон!» — «Натали!» — «Анна!»), то с местными запросто ведут беседы о природе электромагнитных колебаний.
Сюжет фильма не пестрит своей оригинальностью: очередные пришельцы, решившие напасть на нашу грешную землю, парочка американцев, так и пылающих героизмом, пустой город. Линия сюжета идет по одной дорожке с картиной «Война миров», правда с двумя определяемыми колоритами: первое – это продюсерская рука Тимура Бекмамбетова, которая так паршиво загримирована, что видна невооруженным взглядом, а второе - это, конечно же, место действия, Москва, со всеми ее многокилометровыми пробками, бутиками и полуголыми дамами.
С первых кадров фильм «радует» всеми признаками западно-российского кино: открыточные виды Кремля, Василия Блаженного и «Лужка-Спасителя», «рашн водка» и реклама на полкадра... Конечно, кадры опустошенной, погасшей Москвы и рухнувшего на ГУМ самолета впечатляют (кстати, не верьте постерам: кремлевские звезды тут не падают!). Но лучше бы на них все и закончилось, так как по мере развития сюжета маразм крепчает.
Хотелось бы заметить, что из всей этой идеи могла бы получиться неплохая, в общем-то, игра. Но фильм из всего этого получился никакой. И сравнивать "Фантом" можно разве что с провальным во всех отношениях "Скайлайном" (бюджет которого, между прочим, был на порядок меньше). Что выглядит особенно печально в свете безусловно благородных стараний Бекмамбетова по привлечению Голливуда в наш родной кинематограф, которому, как всем известно, уже давно требуется срочная реанимация с последующей пересадкой многих органов. Увы.
Как в холостяцкой кастрюле из любых ингредиентов получаются пельмени, так и на режиссерско-продюсерской кухне Тимура Бекмамбетова из любого материала выходит свирепый, чумовой трэшак. Ну, разве что за частичным вычетом регулярных новогодних умилений, хотя и там всякое случается. Правда, сюжет «Фантома» таков, что здесь и без вмешательства Бекмамбетова получился бы вышеупомянутый свирепый трэшак, а уж с вмешательством… Впрочем, сказка ложь, да в ней намек. В данном случае откровенно антиглобалистский.
Увы, забавную, хоть и явно непреднамеренную комедию сильно портит Тимур Бекмамбетов, исполняющий в картине функции продюсера и творческого наставника. Он в отличие от Горака умен, здоров, рационален, серьезен и до последнего верен себе — что, как ни странно, делает плохое чудовищным. Очевидно, что своим сильно узнаваемым авторским почерком Бекмамбетов расписал всех второстепенных героев «Фантома».
Если это и фильм-катастрофа, то исключительно в творческом смысле — так скучно и смешно (вы же понимаете — в плохом смысле) нашествие пришельцев не показывали со времён «Поля битвы: Земля», а по части визуальных красот о «Фантом» вытрет ноги вообще любая вторженческая фантастика за последние двадцать лет.
Ближе к финальному, простите, побоищу, когда московские, простите, повстанцы начинают героически, простите, идти стенка на стенку с пришельцами, трэшовость проникает уже во всё. Сценарий окончательно превращается в нечитабельную загогулину, место действия переезжает в ближайший сортир на природе, на лицах актёров — немое «простите» и «пойду пристрелюсь», спецэффекты едут в одну сторону, отснятый материал в другую, а монтируют макаки.