Фильм Фаворитка представляет собой историческую картину о жизни верхушки власти Англии 18 века, когда троном правила королева Анна. На Венецианском кинофестивале 2018 года фильм получил Особый приз жюри, а актриса Оливия Колман удостоилась Кубка Вольпи за лучшую женскую роль. Постановщиком выступил режиссёр Йоргос Лантимос (Убийство священного оленя), а сценаристка Дебора Дэвис также выступила и среди продюсеров ленты.
Действие развернётся в начале XVIII века, в тот период, когда на троне Британской Империи была королева Анна, а Англия вела войну с Францией. Из-за частых болезней королевы, руководство страной то и дело вынуждена брать на себя леди Сара - её лучшая и близкая подруга. Вскоре при дворе появляется новая служанка по имени Эбигейл и быстро заручается поддержкой Сары, подменяя ту в военных вопросах. Со временем Эбигейл производит сильное и приятное впечатление на королеву, становясь её новой главной фавориткой, что в свою очередь помогает той максимально реализовать свои амбиции по возвращению к своим аристократическим родовым корням.
Актёрский состав фильма возглавляют Эмма Стоун (Ла-Ла Ленд, Битва полов, Иррациональный человек), Рэйчел Вайс (Гонка века, Свет в океане, Агора) и Оливия Колман (Лок, Даю год, Танцуй отсюда!). Также в картине снялись Джеймс Смит (Железная Леди, Фокусники), Фэй Дейвней, Эмма Делвс, Дэнис Мак, Лилироуз Стивенс и другие. Возрастное ограничение для картины выставлено строго 18+. А дата премьеры в кинотеатрах России назначена на 31 января.
Единственное, что в итоге можно бы поставить в вину Лантимосу — это его нарочитый символизм, которым начинается и заканчивается «Фаворитка». Но не хочется, поскольку нагнать такую скорбь при помощи милейших зверушек, воплощающих тут плоть, душевную боль, поиск любви, попытки спастись, первобытный ужас — дорогого стоит. Как и последний взгляд Оливии Коулман.
Лантимос не отказался от метафор и привычного совмещения несовместимого — он просто придал происходящей на экране несуразице более доступной зрителю логики, сделал ее менее вычурной.
Редкий образец фильма, который захватит ваше внимание настолько, что вы перестанете замечать, как скрежещите зубами и впиваетесь ногтями в подлокотники.
Даже в непривычном для него пышном антураже XVIII века греческий режиссер остался верен себе — и при этом снял, пожалуй, самый зрительский свой фильм на сегодняшний день.
Фильм может оставить совершенно разное послевкусие – от отвращения до восхищения. В этом Лантимосу пока нет равных.
Баланс между комедией и трагедией соблюдён с такой аптекарской точностью, что «Фаворитку» за одно только это можно занести в учебные пособия по кинематографии как совершеннейший образец трагикомедии.
Йоргос Лантимос не был бы Йоргосом Лантимосом, если бы его костюмная драма "Фаворитка" сводилась исключительно к дамской грызне - пусть и чрезвычайно увлекательной.
Бурлеск и типичные для Лантимоса игры с широкоугольным объективом в «Фаворитке» даны дозировано, как если бы ораторию Генделя осовременили ненавязчивой поп-аранжировкой. Лантимос однозначно переходит на новый уровень, в королевскую кинематографическую рать.
«Фаворитку» уже не раз назвали феминистской картиной, но это не вполне корректно. Лантимос просто выворачивает наизнанку гендерные стереотипы. А заодно отвлекает зрителя от излишнего внимания к сексуальной ориентации героинь: у них обычный любовно-политический треугольник, совершенно логичный в ситуации, когда противоположный пол представлен клоунами, ни одного из которых невозможно воспринимать как сексуальный объект.
Йоргос Лантимос не особо концентрирует внимание на изображении плотских утех героинь (имеющих не большую историческую основу, чем любовь всех трех женщин к Мэшему в «Стакане воды»). Как и на истории превращения робкого ангелочка в змею, в результате занимающую место одного из кроликов.
Порою кажется, что блестяще исполненные героини «Фаворитки» берут в оборот не только придворных — они обезоруживают и режиссера со всеми его формальными находками. Интуитивное подчинение материалу — несомненный плюс Лантимоса, который строгим концепциям предпочел переменчивый тон, сделавший целокупность «Фаворитки» интереснее и затейливее ее слагаемых.
Кульминацией становится финальная минута, настолько поистине дезориентирующая, что она как из другого фильма. И её достаточно, чтобы вызвать вопрос, не могла ли «Фаворитка» порой быть этим фильмом и раньше. Не относясь к истории, как если бы та сама по себе была жанром — грех большинства костюмных драм, — на вершине айсберга она всё же чувствует себя крайне уютно.
Пожалуй, не только самый популярный, но и самый зрительский фильм Лантимоса. У любого другого режиссера «Фаворитка» был вышла костюмной исторической драмой, но только не у этого грека.
Десять «Оскаров» для «Фаворитки», пожалуй, многовато, но на часть из них она может претендовать вполне заслуженно.
«Фаворитка» — самый нормальный фильм Лантимоса. Да, он опять показывает не вполне нашу реальность и много фантазирует; но впервые ты не тратишь 20 минут на то, чтобы въехать, что здесь вообще происходит. Весь вымысел органично вписывается в контекст той эпохи.
«Фаворитка» смахивает историческую пыль и становится вневременной. Драма королевской особы трафаретом накладывается на судьбы любых успешных людей здесь, в Великобритании или в Буркина-Фасо.
«Фаворитка» выглядит как дерзкая выходка, вызов, брошенный автором самому себе. А пока он так развлекался, зрители решили, что перед ними один из лучших фильмов 2018-го.
Любопытно и то, что сила и власть Эбигейл исходят из её слабости и желания выжить. Лантимос экспериментирует с формой самовыражения, с визуальной стороной своих историй, при этом продолжая балансировать на грани комедии, драмы и триллера с щепоткой абсурда.
Несмотря на резкие перемены в творческом процессе, Йоргосу удалось сохранить узнаваемый режиссерский почерк и сделать серьезный шаг вперед.
Двенадцать номинаций на «Бафту» и десять на «Оскар» недвусмысленно свидетельствуют о том, что «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – один из безусловных фаворитов нынешнего наградного сезона.
Авторы вроде как не допускают сознательных анахронизмов в декорациях, костюмах и т.д., но вместе с тем оператор Робби Райан акцентированно использует широкоугольный объектив, получая эффект (эффект, срабатывающий ещё сильнее в сочетании с резкими поворотами кинокамеры вокруг собственной оси) искривления пространства внутри дворца.
«Фаворитка» — хоть и местами искусственно скроенный под наградной сезон, все еще многогранный фильм-матрешка. За обманчивой зрительской и нарочито простодушной оболочкой скрывается кино о природе власти и ее губительной необходимости для человека.
Полотно наполнено нежностью и неприкрытой сексуальностью. Драматические моменты мастерски чередуются с комедийными и эротическими. Напряжение нарастает постепенно, взрываясь в финале роскошным холодным фейерверком – это не свидетельство победы одного из участников неформального и априори нечестного соревнования, но закономерный итог гонки за тёплое место под солнцем.
Причудливые для исторического жанра выпуклые ракурсы оператора Робби Райана не упускают из виду ни одной, даже самой бесполезной и бессмысленной детали вычурного интерьера, добавляя своей современностью решений дерзости в и без того потерявшее практически любую стеснительность действие.
Однако, несмотря на всю комедийную мишуру и нарочитую внешнюю фарсовость происходящего, Лантимос не изменяет себе и вновь снимает фильм о любви. В своей четвёртой картине режиссёр перестаёт концентрироваться на каком-либо отдельном образе и представляет любовь во всей её многогранности.
Мир, тщательно выстроенный Лантимосом за эти отмеченные фильмами годы, решил съехать с катушек именно на «Фаворитке». Вместо жестокого античного рока, которому покорялись герои «Убийства священного оленя», тут воля трех вполне смертных женщин. Вместо подавленных эмоций — нервные срывы, топанье ногами и пьяные объятия.
Лантимос снял костюмированную версию «Персоны» Бергмана, где юнгианский зазор между предлагаемой ролью и внутренней потребностью настолько велик, что только поток кадров с милыми крольчатами способен унять эту боль.
«Фаворитка» – не совсем сатира, не совсем лесбийский ромком и уж точно никакой не урок истории. Несмотря на комедийный талант Лантимоса, это, в первую очередь, невероятно грустный рассказ о том, что победитель, как правило, теряет все.
«Фаворитка», снятая за сравнительно скромные 15 миллионов долларов, — еще и довольно зрелищное кино; очевидно, что над костюмами и интерьерами работали дотошные художники.
Фаворитка — о старых пыльных дрязгах в королевском дворе. Он ядовито-знойный, снятый при естественном освещении, лишённый лоска. С абсурдным юмором, но в меру. Я не в восторге. Мне не хватило истинного Лантимоса.
Ее Величество Лантимоса расположила свои телеса где-то посередине между «Марией-Антуанеттой» Копполы и «Смертью Людовика XIV» Серра.
Насквозь искусственная придворная атмосфера, состоящая из порой нелепых церемониалов, как нельзя лучше отвечает склонности Лантимоса к театру абсурда; поначалу это напоминает раннего Питера Гринуэя (особенно «Контракт рисовальщика»), но вскоре сходство оказывается иллюзией.
Я смертельно разочарован. Рассчитывал на костюмную драму, а получил полнейший балаган в стиле "Дуэлянта", снятого неимоверно пафосно с совершенно зубодробительных точек страшно раздражающими широкоугольными объективами.
Постановщик «Фаворитки» никак не дотягивается до уровня, например, «Насмешки» Патриса Леконта. Да и сравнительно недавняя «Мария-Антуанетта» американки Софии Копполы выглядела предпочтительнее в собственном постмодернистском переосмыслении эпохи Людовика XVI.
Лантимос на этот раз тоже не удивил. «Фаворитка» получилась топорной исторической драмой, где, как правило, все одно и то же: пышный декор, роскошные костюмы, прически и совсем немного по-настоящему интересных персонажей, которым стоило уделить больше внимания и экранного времени.