Фильм Феррари это биографическая картина о жизни гонщика Энцо Феррари, который после трагической гибели сына пытается справиться с кризисом. Именитая итальянская Скудерия в это время находится на грани банкротства. И, решив кардинально поменять свою жизнь, Энцо решает принять участие в Mille Miglia - самой невероятной и суровой гонке на выносливость.
Здесь всё совершенно оскаровского уровня. У Драйвера роль сыграна по методу Станиславского, с полным перевоплощением в героя так, что поневоле приходится напоминать себе, что вот этот гигант играл Кайло Рена в «Звездных войнах», Патерсона у Джармуша, Жака ле Гри у Ридли Скотта, Чарли у Ноа Баумбака и, конечно, Гуччи в «Доме Гуччи» у того же Скотта. Да, так получилось, что актер, в котором нет ни капли итальянской крови, подряд сыграл двух знаковых итальянцев ХХ века.
Пусть кино художественное, но сделано оно несколько по документальным канонам, и ставит перед собой задачу не анатомировать психологическое состояние персонажей, а передать атмосферу эпохи, зафиксировать ещё не застывший образ легенды. Возможно, даже несколько деконструировать миф о Феррари, сделав его неидеальным иррациональным персонажем.
Пожалуй, таким, каким вышел «Феррари» Манна, должен был выйти и «Дом Gucci» Ридли Скотта. Не трёхчасовой полукомедией о злопамятных богачах, на вечеринках и в постелях потеющих обильнее, чем в цеху или офисе, а драмой о человеке, чьё сердце, рычащее как пламенный мотор и гоняющее по жилам машинное масло, хочет научиться любить и принимать любовь, вот только взаимностью ему отвечают лишь автомобили, а простому человеческому счастью он предпочитает перманентное чувство опасности и жажду скорости.
Повседневная жизнь Энцо Феррари — это уже огромная гонка. Однако, в отличие от «Формулы-1», в ней нет пит-стопов, где механики быстро могут поменять шины и залить бензина или масла. Человеку приходится это делать самому, поэтому иногда люди попадают в ужасные катастрофы с огромными потерями. Феррари просто так и продолжит улучшать двигатель любимой машины, но неизвестно, сколько жертв ему понадобится для этого.
«Феррари» — кино эффектное, красивое, тщательное и вполне убедительное как с точки зрения психологии, так и в смысле исторической аккуратности. И уж точно это не такое механическое повторение былых достижений, как предыдущие картины Манна.
Если две лучшие картины Манна «Последний из могикан» и «Схватка» всё-таки воспевали токсичную маскулинность, то «Феррари» по итогу раскрывается, как антитестероновое кино, разрушающее многовековые патриархальные традиции, что уже само по себе является достижением для мужской режиссуры.
У этой картины сложный киноязык. У зрителя нет возможности напрямую понять, что происходит у Феррари в голове. Мы не знаем, за что он полюбил Лауру или Лину, и считает ли он своего внебрачного сына достойным приемником. Именно по этой причине сложно импонировать или не импонировать Феррари – главный герой не впускает в свой внутренний мир. Таким образом, в фильме непонятна мотивировка центрального персонажа и, несмотря на то, что он относится к жанру драмы, самые лучшие кадры – это гонки.
Фильм своей отточенной формой, стилем, вкусом и драйвом как нельзя лучше подходит к одноименной марке гламурных спорткаров. Майкл Манн ушел от традиционной формы повествовательных байопиков — здесь почти нет «истории жизни и пути к успеху». Основное действие разворачивается летом 1957 года, а необходимая предыстория показана серией флэшбэков в параллельном монтаже под Parigi, o cara из «Травиаты».
В отличии от «Форда против Феррари» — это кино не про машины и не про гонки, хотя у них достаточно экранного времени и один эпизод, вызывающий холодок по спине. И даже не про пресловутый любовный треугольник. Это кино про то, как человек на беду своих близких нашёл истинное призвание, а остальное для него рутина и лишние сантименты. От них затуманивается разум, а в чертежах нужна только верная рука.
Минус в том, что картина чересчур академична. Помните, как в «Ford против Ferrari» вы переживали за гонщиков? Как грызли ногти, когда герой не получал признания? В «Феррари» нет ничего подобного.
«Феррари» останавливается на трагедии. У всего, к чему стремится Энцо Феррари, есть страшная цена, которую такое кино раньше старалось не замечать. Мечта отца увековечить свое имя превращает ребенка в бастарда без фамилии. Невозможность принять смерть одного сына обрекает второго на жизнь в тени мертвого брата. А попытка воспитать в молодых гонщиках таких же воинов дорог, как сам Феррари, лишь приумножает гробы в семейном склепе.
Гоночные сцены сделаны с ожидаемым реактивным мастерством, но не без неожиданностей: ближе к концу есть момент, когда на экране повисает тишина, а весь зал громко говорит «ах!».
«Феррари» не торопится вставать на рельсы фильмов о репетиции успеха и триумфе после, отдавая третий акт кульминационному состязанию: самые крутые повороты Энцо ждут за пределами трассы, с полотном дороги встречаются гонщики.
Меньше всего «Феррари» напоминает фильм мечты, в котором намереваются высказаться о чем-то по-настоящему важном. Притом что история его создания свидетельствует о том, что для Манна это был проект как раз такого рода. Режиссер начал впервые раздумывать о фильме еще на рубеже миллениума, когда две подряд его картины, основанные на реальных событиях и персонажах.
Герой Драйвера в полтора раза старше, располневший, хотя и не утративший элегантности, седой уставший от жизни, не желающий принимать судьбоносных решений, постоянно испытывающий прессинг жены и любовницы, человек. Получился слишком бытовой и приземленный образ. В некотором смысле, когда смотришь фильм, испытываешь разочарование этаким развенчанием легенды, чье имя ассоциируется со скоростью, стилем и роскошью.
Манн топит действие в лихорадочном монтаже, и чем дальше, тем меньше режиссер пытается закончить все начатые им сюжетные линии, поэтому концовка выглядит скомканной и поспешной. Такое ощущение, что Манн так и не смог до конца выбрать, о чем он хочет рассказать, и решил поговорить обо всем сразу.
Натуралистический рисунок должен отрезвляюще подействовать на Феррари, которого Манн низводит с исторического пьедестала до разбитого корыта проигравшегося картежника. И это поражение не финансовое, ментальное или моральное (мало ли кого и что терял в своей жизни Энцо), а идейное.
Команда создателей «Феррари» во главе с Майклом Манном откровенно провалила этот заезд. Байопик о прославленном конструкторе, гонщике и промышленнике получился маломощной развалиной – не под стать роскошным автомобилям, которые сходят с конвейера культовой итальянской компании. Плохо скроенный сюжет со слабо раскрытой идеей, бедная постановка связанных с машинами сцен и нелепый монтаж гоночных эпизодов обеспечили фильму «Феррари».