Фильм Фуриоса: Хроники Безумного Макса это предыстория становления злодейки Фуриосы из пост-апокалиптического боевика Безумный Макс: Дорога ярости. Приквел спин-офф серии будет посвящён молодости героини и тому, как среди безжизненных пустынь в окружении преступных банд она нашла свой путь, выживала в суровом мире и пришла к власти в собственной криминальной империи грабителей.
Через красоту и грязь кровопролитий, где бедняки собирают опарыши с трупов и потом их едят, Джордж Миллер рассуждает о стремлении человечества к саморазрушению и восстановлению.
Судя по всему, Джордж Миллер и не планировал выдавать «Дорогу ярости» ver. 2.0, и в этом нет ничего плохого. Но уж и столь потрясающего восторга его новое кино вызвать не в состоянии.
Миллер вернул нас на Пустоши. Тут ещё брутальнее, чем прежде. Нет героев, нет морали, только насилие. Невероятно крутое, изобретательное и эстетичное насилие. Насилие как искусство. Никто в здравом уме не хотел бы жить в мире Пустоши — но славно, что иногда нам дают заглянуть в эту жестокую вселенную и нюхнуть песка, хрома, крови и бензака. Всё как мы любим.
Очевидно, «Фуриоса» не станет вехой, как «Дорога». Здесь нет того же беспрецедентного масштаба, а когда дело доходит до человеческих взаимоотношений, кино серьезно буксует. Между тем это по-прежнему первоклассный киноаттракцион с поистине выдающимися погонями. Поклонники «Безумного Макса» получили необязательное, но вполне достойное дополнение к вселенной, тогда как Миллер доказал, что в постапокалиптическом экшене ему по-прежнему нет равных.
Несколько многоярусных, сложносочиненных погонь, которые одновременно развиваются в разных нарративных и геометрических плоскостях, в сумме занимают, наверное, треть хронометража, и это, конечно, блеск и красота. Ни о каких драматургических недочетах уже не вспоминаешь: ревут моторы и Junkie XL, мимо пролетают чьи-то ноги и руки, впереди — только небо, только ветер, только нигилистическая безысходность.
Универсальный сюжет, как всегда, подыграл Миллеру — и фильм, затеянный десять лет назад, оказался пугающе злободневным и бесконечно сложным ровно тогда, когда вышел.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» - это спин-офф и сюжетный приквел предыдущей части, расширяющий приметы мира франшизы и возвышающий пафос действия до уровня крушения и воскрешения цивилизаций. Историю о лидерах-самодурах и попытке одного человека противостоять жестокой системе Джордж Миллер нанизывает на композицию древнегреческих поэм (например, «Илиады» Гомера). Почти все события имеют полное зеркальное отражение: то, что происходит в самом начале, повторится в финале, но уже с другим смыслом.
Проблема в том, что на знакомой трассе сложно удивить повторением трюков — даже показанными с других ракурсов (их, кажется, действительно подбирали по принципу «так не было в прошлом фильме»). Наконец, в монструозной машинерии «Фуриосы», по коротой героиня зачастую передвигается ползком, прискорбно мало новых винтиков — при всей самоотдаче костюмеров, актеров и каскадеров.
Можно понять недовольных новой работой Джорджа Миллера: они получили немного не то, чего ожидали после фильма 2015 года. Олсдкульным фанатам, возможно, зайдёт чуть больше, но даже они смогут придраться к некоторым сценарным ходам и решениям. Но и одним, и другим придётся признать одну простую истину: «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», несмотря на все огрехи и недостатки, очень качественный боевик. Пусть даже на один раз.