Мультфильм Гадкий утенок - это сказка по мотивам произведения Г.Х. Андерсона о том, через что приходится иногда пройти на пути к счастью и прекрасному.
На «Летучем корабле» и «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Гарри Бардина выросло столько поколений россиян, что ему позволено все. А в первую очередь то, чего никто в мультиках не делает: час пятнадцать заколачивать гвозди в гроб человечества. Добрых птиц на этом метафорическом дворе нет — даже лжеутенок под конец не удержится, отомстит. Ужасное Бардин сочетает с прекрасным. Звучит Чайковский, сквозь слезы прорывается смех, а куклы так хороши, что даже жаль, что «Утенок», скорее всего, окажется последним большим кукольным фильмом в истории. Будучи безусловно большим художественным событием, «Утенок» может выдержать десятки трактовок.
Первая эмоция, которую вызывает новое творение Бардина: как это мило и как похоже на старые советские мультфильмы, которые мы все так любили в детстве! А потом задаешься вопросом: а чего персонажи мультика такие "страшные"? Но к чудливости персонажей быстро привыкаешь - и тогда визуальная странность "Гадкого утенка" начинает даже нравится: несуразность утят и цыплят воспринимается как милый недостаток, за который любят еще сильней. Несмотря на некоторую тягучесть и образин из пластилина на экране, к которым проникаешься симпатией не сразу, "Гадкий утенок" - настоящий мультфильм старых советских традиций: прочувствованный, глубокий и простой.
«Гадкий утенок» и правда неформат: он сделан в традициях старой советской анимации и упрямо не желает соотвествовать духу нынешних мультфильмов. Ни тебе 3D, ни двусмысленных шуточек ниже пояса, ни постмодернизма, ни бешеного темпа, когда одновременно развиваются и переплетаются с десяток историй. Кроме того, «Гадкий утенок» кукольный, а кукольные мультики в прокат выходят редко, если, конечно, в авторах не значится кто-нибудь вроде Тима Бертона или Уэса Андерсона. При этом мультфильм Гарри Бардина – высказывание более чем серьезное. Как и нашумевшая картина его сына Павла «Россия 88» («Мы идем разными путями, но в одну сторону», – комментирует Бардин-отец), «Гадкий утенок» исследует тему фашизма и национализма. По сути, «Гадкий утенок» – антиутопия, в которой Оруэлла не меньше, чем Андерсена.
Что касается личного впечатления о мультфильме, то оно двоякое. С одной стороны, поражает масштаб работы (это полнометражный кукольный фильм!), проработка кукол и декораций, покадровая анимация. Конечно, появляются ностальгические чувства - ведь эти кукольные персонажи так похожи на тех, которые мы видели в детстве! К тому же, потрясающая музыка Чайковского отлично вписалась в сюжет. Но, с другой стороны, песни быстро начинают надоедать и хочется оставить музыку, но отключить голоса. Кроме того, для взрослых в мультфильме не хватает накала. Впрочем, это можно списать на давно известный сюжет. В целом, кино рассчитано на детей, и им оно понравится: в зале часто был слышен детский смех. Красивая и умная сказка содержит в себе глубокую мораль, а прекрасная музыка Чайковского познакомит маленьких зрителей с классикой.