Фильм Город Эмбер: Побег расскажет о постапокалиптическом будущем людей. Человечество неумолимо погибало и, чтобы спасти хотя бы его часть, был построен огромный подземный город Эмбер. Однако срок существования Эмбера был установлен в 200 лет, и вот это время подходит к концу. Основной генератор выходит из строя, и все вокруг начинает погружаться во тьму. Единственный шанс на спасение покинуть город, прежде чем кончится еда, вода и погаснет весь свет. Двое подростков находят таинственный пергамент, который может быть ключом к выходу. Но смогут ли они его разгадать, и послушают ли детей остальные жители?
От «Города» как-то очень тепло на душе — примерно такие же чувства вызывает совсем не идеальная, но сделанная собственными руками вещь. Она, может, не выглядит на все сто и по функционалу уступает фабричной модели, но радости от неё почему-то больше. Это славная история для школьников среднего возраста с легким налётом антиутопии — приятное напоминание о том, что сказкам совсем не обязательно быть карамельными.
Социальная антиутопия в декорациях фэнтези, да ещё и в жанре детской сказки — бывает ещё более путанная эклектика? Вряд ли, но именно в ней и кроется привлекательность фильма. Конечно, он далёк от жанровой исключительности. Аналогий можно обнаружить сколько угодно: вы отправитесь из «Тёмного города» кварталами «Матрицы», следуя прямиком через «Город потерянных детей» и придя неожиданно в «Таинственный лес» тропинкой «Сокровища нации». И не забудьте передать привет Тиму Бёртону. А что? Загадочный манускрипт в шкатулке, слалом по трубам вентиляции и весьма убедительный, хотя и банальный хэппи-энд. Дань детской аудитории, не очень-то приветствующей пессимизм зрелости. И всё это с хиханьками и хаханьками, без малейшего пафоса. Да пожалуй, это постмодернизм, не слишком изящный, учитывая масштаб ретроспективы, но достаточно яркий. Может быть, не гениальный, но заслуживающий интереса. Не самый глубокий, но понятный даже детям. И пусть мир в фильме, как и положено сказке, хотя и научно-фантастической, поделен на хороших и плохих с акцентированностью детского рисунка, — это всё же чуть больше, чем сказка.
В «Эмбере» моменты, которые способны озадачить любого взрослого (слишком уж сильные сюжетные допущения приходится прощать), ходят под ручку со сценами, от которых самые юные зрители ещё долго будут писаться в постель и звать по ночам маму. Представьте себе, что в каком-нибудь добрейшем «Джуманджи» вырвавшиеся на улицы города звери рыскают по домам в поисках человечинки — получите очень смутное, но в целом верное представление о картине Кенана. Словом, испытать от «Города Эмбера» какой-то там прямо уж щенячий восторг получится навряд ли. А вот получить свою долю удовольствия — более чем реально
Режиссеру не хватило чуть-чуть безумия, чтобы получились Жене с Каро, но и к тупой экранизации квеста он не скатился. Главное в "Эмбере" — пропущенные буквы в инструкции, неожиданные, почти тим-бертоновские искривления пространства. Возникший ниоткуда гигантский мохнатый мотылек. "Голоса" со старого автоответчика — вместо колыбельной. Квартира, в которой ко всем предметам тянутся разноцветные шерстяные нитки (синяя приводит к маленькой девочке Поппи). Здесь действуют детские законы природы и человеческого общежития, здесь лампочки не перегорают по двести лет, все доверяют друг другу, а если долго съезжать по водопадам, вниз, вниз, — в конце концов оказываешься высоко-высоко над тем местом, откуда выбирался. И тогда город Эмбер превращается в детский "секретик" — золотистую обертку от конфеты, прикрытую стеклышком и закопанную в землю.
Короткий и довольно динамичный «Эмбер» производит впечатление не столько полноценного фильма, сколько предисловия к какой-то глобальной истории — что объяснимо, поскольку это экранизация первой книги в серии, но все равно обидно: на словах «и тут…» все заканчивается, и не факт, что когда-нибудь продолжится, учитывая слабые сборы. А так — в меру бодрые приключения для детей и юношества с красивыми декорациями, симпатичной героиней, неинтересным героем, парочкой занятных персонажей второго плана.
Эта мягкая научно-фантастическая утопия (фильм снят по книжке Жанни Дюпро) выглядит как «Индиана Джонс» для малышей — или нет, даже как «Сокровище нации». То есть время от времени тут хихикают над городским начальством, но в основном — несутся на вагонетках по тоннелям. Мэра города играет Билл Мюррей, девочку — Саоирс Ронан (погибшая сестра из «Искупления»), все точно довольно красиво и, кажется, довольно бессмысленно. Как, впрочем, и любая хорошая развлекательная сказка.
На уровне заявки и даже концепт-арта «Город Эмбер» мог представляться лучшим кино на свете (особенно тем, кто не читал рассчитанную на совсем уж наивных пионеров книжку-первоисточник). Ну а как же — стимпанк! Янтарных цветов подземелье! Сорша Ронан и злой Билл Мюррей! На деле все оказалось совсем не так радужно. Для полноценного фэнтези не хватает ни размаха, ни хронометража, для нормального сопереживания героям — внятного сценария. Порой проскальзывают то намек на антитехнологичную сатиру, то попытки иронизировать над киношными антиутопиями — и то и другое немедленно тонет в тягомотине детских приключений в этом странном, красивом, но отчего-то жутко скучном мирке.
Это, прежде всего, сказка. Сказка причем не лучшая в этом жанре, похожая сразу на многие приключенческие фильмы, детские и взрослые. Средней руки развлекательное кино, вполне уместное в период школьных каникул, но на шедевр никак не претендующее, местами захватывающее, местами откровенно скучное. В один прекрасный момент в кинозале вдруг раздался могучий храп — это кто-то из взрослых не выдержал очередной неторопливой сцены и вздремнул.
Сказав, что фильм не удался вовсе, можно сильно преувеличить, однако каких-либо явных находок на фоне иных представителей фэнтезийного жанра «Город Эмбер: Побег» не демонстрирует. Кто знает, может быть, это лишь скромное предисловие к чему-то более оглушительному (вспомним «Хроники Нарнии»)? Исходя из того, что литературный первоисточник является трилогией, - вполне вероятно.
Причина относительной неудачи картины, которая, к тому же, совершенно не понравилась заокеанской публике, кроется, на мой взгляд, в самом подходе создателей. Кинан и Томпсон словно заражаются энтузиазмом Дуна и Лины и в конечном итоге – кажутся прилежными учениками, честно и с усердием трудящимися над домашним заданием, искренне веря, что произведут в классе фурор. В результате философское послание несостоявшейся притчи о Городе тлеющего уголька, Городе неугасших чувств и одновременно Городе поста и молитвы (всё это – «ember»!) оказывается неясным и даже необязательным. Пожалуй, лишь язвительный Билл Мюррей по-прежнему в ударе, с неизъяснимым удовольствием изображая почтенного градоначальника – завзятого обманщика и чревоугодника.