Что в результате? Действительно захватывающий боевик, который можно и даже нужно посмотреть. Эффектные перестрелки, хорошая игра актеров, впечатляющие спецэффекты (как они садили из гранатомета по автобусам - просто класс), держащий в напряжении сюжет. Молодцы, просто молодцы.
В фильме строго бдят за средней температурой атмосферы — пафосу успешно заламывают конечности удачной шуткой. Излишнюю стервозность героини Машковой уравновешивают харизмой Цыганова, который выдает этакого злодейского Траволту, только без расстройства психики, и упёртого милиционера Мерзликина. В общем, стараются, как могут, сделать жанру в целом и каждому зрителю в частности много-много приятного. Откровенно говоря, редко встречающееся у наших киноделов качество.
Андерс Банке под чутким руководством Клебанова снял криминальную сатиру: поиздевался над милиционерами и пиарщиками и, что характерно, нигде не соврал. Все типажы абсолютно наши: кувшинные рыла милицейских генералов, инфернальная в своей глупости пиарщица, лысый гламурный клипмейкер, которого, по первоначальному замыслу, должен был играть Федор Бондарчук, но был слишком занят. Главное, впрочем, даже не это. Если не считать "Шультеса", современную Москву в кино не показывали с советских времен — по крайней мере не так, чтобы она была одним из главных героев. А тут — перестрелка на Хитровке, осада в Чертаново, трамвайная погоня в южной части города, уродское крыльцо окраинного банка, тополиный пух и все вот это все, за что мы так любим и ненавидим этот город. Даже если бы Клебанов-Банке провалили бы все остальные задачи (что не так), Северное Чертаново все бы искупило.
Сюжет был поставлен в готовом виде, что позволило перенести акцент на нюансы, порезвиться с намеками, сделать из Сергея Гармаша благородного киллера, как бы механически перенесенного из фильма Валерия Тодоровского Любовник, а из Андрея Мерзликина вытащить старого доброго Димона Ошпаренного из нежно любимого первого Бумера. Как ни странно, выглядит мило. Это можно смотреть. Привычного чувства стыда не возникает. Направление, повторяю, очень перспективное. Хватит изобретать велосипед. Будем благоразумны.
В данном случае вышел довольно интересный гомункул. С одной стороны – любовная адаптация фильма То: все, кто смотрел оригинальное «Горячие новости», получат бездну кайфа, пошагово сравнивая картины и видя, что каждая деталька гонконгского быта и пейзажа старательно и не без остроумия перенесена на отечественную почву. Азиатские трущобы переместились в родное Чертаново, там, где у То бандиты готовят китайскую еду, Гармаш с Цыгановым варят картошку. С другой стороны, ежу понятно, что фанатов, способных оценить шутку с картошкой, пусть не сто, а чуть больше – но явно недостаточно для того, чтобы поиметь не только удовольствие от концепта, но и прибыль. Юмор же ситуации заключается в том, что из дремучего арт-хауса Клебанов и Банке сотворили обычный ментовский боевик.
Настоящий апокалипсис «Горячих новостей» касается не телевидения, а кинематографа. Оказывается, русское кино — это не какая-то врожденная болезнь, не приговор, а вполне определенный стиль со своими законами и эстетикой, не хуже других. Этот стиль, как бы не хотелось этого признавать, может быть запросто воспроизведен — хоть шведом. Чумазенькая цифровая камера; родные лица Мерзликина и Гармаша; телевизионно-утрированная, демократичная, как цены на Черкизоне, манера игры; курочка и майонез, срач в малометражной квартире… Все вместе это складывается в очевидный народный хит — с одной стороны и колоритный этнический боевик — с другой.
Необходимо признать — с определенных позиций «Горячие новости» и правда выглядят чуть ли не на голову приличней львиной доли отечественной кинопродукции. Сценаристы Сэм Клебанов и Александр Лунгин бережно снимают все до единого нюансы сюжета оригинала, попутно косметически подгоняя их под российскую реальность — особенно им удаются мгновенно узнаваемые ментовские типажи.В общем, если смотреть на вещи совсем оптимистично, то можно даже разглядеть в «Горячих новостях» готовый путь по выволакиванию отечественного кино из глубокого творческого кризиса. Другое дело, что если попробовать хоть сколько-нибудь серьёзно соотнести «Горячие новости» Клебанова и Банке с оригиналом, то все мнимые прелести римейка немедленно разлетятся во все стороны, как карточный домик. Практически все удачные сценарные находки (за исключением разве что пресловутых ментовских типажей) прилежно, едва ли не слово в слово, перерисованы из оригинального фильма.
В «Горячих новостях» конфликт присутствует, но слабо выражен и звучит далеко не в полную силу. Скорее, как некий фон или фактор. Традиционно наши продюсеры не удержались от соблазна воспользоваться жаром фильма как поводом для зрелищных и дорогостоящих сцен перестрелок, погонь, взрывов, автокатастроф. Плод добротной работы пиротехников, действительно, впечатляет, но не несет с собой никакого ключевого кинематографического смысла и быстро забывается. Беда «Горячих новостей» в том, что картина потеряла стержень, главную идею, которая затерялась среди массы нюансов и деталей. Но именно благодаря качественно продуманным и подготовленным мелочам фильм остается на плаву интереса и имеет шансы стать заметным событием в мире отечественного кино.
Автор оригинальных гонконгских «Новостей» Джонни То — гений формы, в чьих фильмах не бывает лишних кадров и случайных ракурсов и которыми чаще движет не сюжет, а интонация и виртуозное владение медиумом. Брать у него сценарную основу — это как конспектировать «Умирающего лебедя» в исполнении Плисецкой, чтоб потом станцевать самому; занятие для отчаянных голов, а учитывая деградантское состояние русского киноязыка, и вовсе для самоубийц. Впрочем, главная загвоздка тут не величие оригинала и не скверная игра части артистов (Гармаш, Цыганов и Мерзликин держатся молодцом, а вот Машковой после каждой реплики желаешь найти себе работу по душе). Гонконгский фильм — сатира на свободные медиа, и механический, без смены акцентов, перенос места действия на территорию, где эти медиа дружно стоят по струнке, выглядит, мягко говоря, глуповато.