Фильм Грех от российского режиссёра Андрея Кончаловского (Щелкунчик и Крысиный король) по его же сценарию рассказывает о талантливом художнике, чья личность и творческие успехи стали камнем преткновения между двумя враждующими и могущественными семьями. Со-сценаристкой проекта выступила Елена Киселёва (Рай), а музыку сочинил Эдуард Артемьев (Легенда №17, Герой, Тихая застава). Возрастной рейтинг этой исторической биографической драмы заявлен в прокате РФ, как 16+, бюджет картины составил двенадцать миллионов евро, а премьеры назначены не только в России, но и в других странах мира.
Главным действующим лицом по сюжету выступает талантливый скульптор и художник Микелянджело Буонарроти, которому предстоят нелёгкие и многочисленные испытания во время его творческого пути под гнётом свалившегося вдохновения и желания создавать искусство. Две наиболее влиятельные семьи вступают в настоящую схватку друг против друга за преданность Буонарроти.
Актёрский состав фильма возглавляет итальянский артист Альберто Тестоне, компанию ему в этой исторической драме составили Юлия Высоцкая (Мысленный волк), Глен Блэкхолл (Десять зим, Человек, который любит), Якоб Диль (Рай), Массимо Де Франкович, Роберто Серпи и другие. Дата премьеры в России назначена на четырнадцатое ноября 2019 года.
У картины Кончаловского, строго говоря, нет начала и конца. Потому что «Грех» - не типовой и стандартный байопик, а настоящее авторское кино. И его можно поставить в один ряд с лучшими нетипичными картинами о художниках последних лет.
"Грех", конечно, куда более прямолинеен и значительно менее глубок - это действительно большое и обстоятельное кино, подкупающее не в последнюю очередь как раз своей нарочитой старомодностью.
Позиция режиссера по отношению к документальной правде в фильме «Грех» как будто бы проста: это не байопик, это не фильм о конкретном человеке по имени Микеланджело Буонарроти, это фантазия о чрезвычайно одаренной и противоречивой натуре, декорациями для которой — так уж вышло — служит эпоха Возрождения.
Фильм Кончаловского наполнен сравнениями и символами. Сколько вложено в одно только понятие "Будь осторожен!" - ведь люди в каменоломнях привыкли работать над пропастью. "Над бездной" работает и Микеланджело. Но как понять простому человеку терзания творца?
Главный вызов фильма - фигура самого Микеланджело. Поначалу она производит почти отталкивающее впечатление: совсем не гуманист Возрождения из хрестоматий - неопрятный, вздорный, мелочно расчетливый малый с задатками жуликоватого прохиндея, думающего только о деньгах, - но к финалу вырастает до образа почти трагического, раздираемого между земными амбициями и божественным предназначением гения.
Мрамор в фильме символизирует и демонический порок, и божественную чистоту. Когда ты объявляешь греху войну и пытаешься сдвинуть его с места, то он неминуемо попытается похоронить под собою и тебя, и твоих близких.
Кончаловский не отвечает и на этот вопрос (как?!), практически не показывая творца за работой (лишь раз мы видим, как тот натирает колено ещё незаконченного Моисея, да однажды собирается нарисовать спящую селянку). Но в то же время Микеланджело то и дело задумывается, с нехарактерным для обычного человека вниманием рассматривая руки своего собеседника, его ноги, саму его фигуру.
«Грех» оказывается детально проработанной и крайне аутентичной картиной. Несмотря на определенную тягу к излишнему визионерству, снята она очень атмосферно и полностью погружает зрителя в эпоху Возрождения со всеми ее подробностями – бытовыми, политическими и культурными.
Есть чем полюбоваться, есть чему ужаснуться, есть о чём подумать и кому посочувствовать. Нет лишь одного: чётко просматривающейся авторской позиции, без которой кусок биографии остаётся приложенной иллюстрацией, а не самостоятельным рассказом. Не то, чтобы это повод для разочарования - просто от современного кино обычно ожидаешь несколько иного.
Путь гения как путь человека, подверженного страстям, – заложенная в «Грехе» мысль не такая уж философская, напротив, все смыслы лежат на поверхности, с легкостью применимые к сегодняшнему дню.
Кончаловский не пересказывает факты биографии Микеланджело, а показывает его в определенный исторический момент, в момент творческого кризиса. Мастерски обрисовав фактуру эпохи вокруг своего героя, автор, к сожалению, не до конца справился с самой сложной задачей — передачей внутренних волнений художника, драматизма его судьбы, как гения.
Если вы не ценитель фестивального кино, «Грех» может вас усыпить. Но для тех, кто любит артхаус, фильм представляет изрядный интерес. Правда, выводы придется делать на базе событий и поступков персонажей, очень лаконично представленных в кадре.
Кончаловский, кажется, ближе к финалу оставил надежду приблизиться к тайне гения Микеланджело и прибегнул к довольно архаичным и устаревшим приемам вроде введения в фильм призрака Данте – недосягаемого кумира главного героя, который многозначительно открывает ученику сокровенную тайну и доводит его до слез. Но катарсиса не наступает
Фильм — лишь талантливая музейная репродукция, которая, спасибо убогому многоголосому переводу с итальянского (серьёзно, почему наши кинематографисты до сих пор считают, что это нормально?), частенько вообще выглядит как продукция Первого канала. Такой надутый нафталиновый ТВ-фильм, властным тоном школьного преподавателя поучающий зевак о том большом Искусстве, что прячется где-то за ним.
«Грех» как раз страдает от того, что подражание живописи способно быть некиногенично. Заканчивая нафталиновым тезисом, что истинное искусство может быть выше человеческих страстей и бренности бытия, за чью массивность отвечает исполинский кусок мрамора по прозвищу «Монстр», который позднее обратится прекрасной статуей.
Увы, большую часть экранного времени с дремотой, вызываемой грузом взваленной художественной задачи, справляться получается с переменным успехом.
О фильме, при всех его несомненных достоинствах, того же сказать нельзя. Он похож не на божественное творение, подобное скульптурам Ренессанса, а на фаустовского Гомункула – порождение многознания, накопленных годами умений и проданной души.