В фильме Грязь продажному шотландскому копу поручено дело об убийстве, но его собственные слабости и странности всячески препятствуют расследованию, и он отвлекается на всевозможные мелочи, занимаясь розыгрышами, наркотиками и женщинами.
Помните о том, что иногда нужно как следует изваляться в грязи, чтобы отыскать в жизни подлинную чистоту. Побыть свиньёй, чтобы осознать, как же больно быть человеком. Трахнуть всё что движется, чтобы отыскать-таки подлинные чувства и настоящую лю…
Получился не просто лишенный минимальных положительных качеств "оборотень в погонах", а страдающий эгоист, рефлексирующий мерзавец, который, хоть и видит вокруг, даже в зеркале, в основном свиные рыла, в финальных титрах тем не менее вдруг предстает чистеньким, розовеньким анимационным поросеночком.
«Грязь» — не только захватывающее, остроумное и злое кино о потенциале человеческой игры в уродство, но и своеобразный водораздел в жанре. Благодаря этому фильму становится заметно, насколько якобы вечный сюжет о плохих полицейских зависим от породившей его эпохи.
«Грязь» не смотрится как набор штампов, выуженных из киноклассики. Это вполне самостоятельное произведение, правда, манерой съемок и юмором близкое фильмам 90-х. Отдельно хочется отметить старания МакЭвоя, безболезненно сменившего образ простодушного паренька на опухший и небритый лик настоящего подонка.
Работы Уэлша — это для многих нечто из разряда экзотики, однако для других — типично и жизненно. Так что «Грязь» для кого-то может стать шокирующим зрелищем, в то время как другие, вполне возможно, не найдут в ленте ничего сверхъестественного.
«Грязь» представляла собой ту самую постмодернистскую мозаику, составленную из всевозможных цитат, заимствованных то тут то там. Но единственное, что говорит о том, что первые шаги английского режиссера в скором времени станут уверенной поступью, это концовка, которую постановщик не побоялся логически завершить
Суть уэлшевской книги, которую Бейрд чудом уловил, не в силе, отнюдь нет. Скорее наоборот — в абсолютной немощности мачизма, доведенного тут до гротеска. Не проникнуться этим невозможно хотя бы по той причине, что все мы в душе немножечко Брюсы Робертсоны
Со стороны Брюс — забавный, лихой пацан, свой в доску, словом. Внутри он — полутруп, пустая человеческая оболочка, отвергнутая женой и ребенком. Шумя и дергаясь, фильм скачет между реальностью и воображением Брюса — и поверьте, бегать по аллеям сознания героя даже опаснее, чем по ночному Бирюлев
Фильм динамичный, легкий вопреки мрачности темы, эффектный, карикатурный, похож на сюрреалистической зоопарк, с акробатическим мастерством перемещается между комической и трагической реальностями. Главным и самым уместным коротким слоганом к нему было бы слово "жесть".
Надо сказать, лучшего произведения Уэлша для современной экранизации не найти — повести про торчков и их тяжелую жизнь в ритме техно все-таки очень привязаны к своему времени, а герой должен походить на зрителя хотя бы пристрастиями. А здесь все могут сходить в кино как в зоопарк (к книжке это не относится) — буквально поглазеть
Бейрд еще и на удивление техничный режиссер — в "Грязи" драма запросто уживается с эксцентрикой, чтобы вырулить из описания свинцовых мерзостей шотландской жизни Роббо к очень простому и неизбежному выводу: скотиной быть хреново.
Такое впечатление, что начиная где-то с середины, они резко сорвались и перешли с художественного языка на язык обывателя.
Каждые 15-20 минут «Грязь» прерывает своё нигилистское веселье на сцены, в которых хороший артист МакЭвой дрожит лицом, а за кадром наигрывает душещипательное пианинко. Чтобы досмотреть этакую чересполосицу до конца, требуется немало душевных сил.