Что именно почувствует зритель после просмотра фильма, пока не очень понятно. Картина сильно неровная, местами взбалмошная, временами излишне физиологическая, как раннее творчество Дэвида Кроненберга. Тем не менее, с железобетонной уверенностью о фильме Натали кое-что сказать можно: столь хирургически точные в психологических нюансах ленты выходят в широкий прокат крайне редко. И, конечно, на них не имеет никакого смысла идти, чтобы попугаться. Однако, если хотя бы на секунду вы узнаете в двух растерянных и неспособных уследить друг за другом невротиках самого себя, тогда «Химера» гарантированно сделает вас чуточку, но человечнее.
«Химера», добравшаяся до экранов лишь потому, что за нее вовремя поручился Гильермо дель Торо, перед выпуском перемонтированная американским прокатчиком, в пересказе выглядит типичной белибердой для ночного эфира канала «Настоящий мистический», но сделана с таким блеском, на который способна лишь горстка снимающих сегодня. Трактовать то, что снял Натали, можно сколько угодно, но в сто раз приятней просто смотреть — как изящно человек перегибает палку именно там, где этого не ждешь, как вальсирует между грубоватыми жанровыми условностями и эффектными парадоксами стриндберговского толка. Как пугает смешным и умиляется страшному.
Интересный случай единения формы и содержания. «Химера» канадца Винченцо Натали — фильм о результате генетического эксперимента по соединению генов животных и человека. И точно так же, как его главная героиня, девочка-мутант Дрен, выведенная в пробирке, сам фильм постоянно мутирует и демонстрирует вдруг повадки и атрибуты, которых раньше у него вроде бы не было. Просто наблюдать за «Химерой» в динамике, смотреть, как она развивается, и почти незаметно переключается из одного регистра в другой — сплошное удовольствие. В общем, явное переполнение плана — эффектно сделанный актуальный хоррор, который при этом ещё и умное, злое, тонкое, удивительно грамотно устроенное кино про многое сразу.
«Химера» Винченцо Натали — умный научный хоррор про генетиков, создавших монструозную смесь девушки, рептилии и страуса. «Химера» не скатывается в заумь, а остается зрительским кино, которое заставляет вцепиться в ручку кресла, отложив размышления о высоких материях до выхода из кинотеатра. Натали носился с сюжетом «Химеры» еще во времена «Куба», но в 90-х не хватило ни денег, ни технических средств. Сейчас появились возможности воплотить любой замысел, а вместе с ними пришло понимание: далеко не всем визионерам спецэффекты на пользу — достаточно посмотреть на то, что сталось с Гиллиамом и Бартоном. Натали это не касается: у него и без cgi достаточно ярких идей – одна его «Химера» оправдывает тонны бессмысленной компьютерной графики, которые были вылиты на нас за последний десяток лет.
Идея «ящика Пандоры» в жанре НФ — вообще ключевой момент, и выбранный Натали сценарный стиль фактически «производственной драмы» доводит градус безумия главгероев в финале до настоящей древнегреческой трагедии. И речь тут идёт не о том, как двое сумасшедших учёных создали нечто на погибель себе и людям, а вообще о тех странноватых взаимоотношениях плодов научного эксперимента со своими создателями, которые сплошь и рядом встречаются в обыденной жизни, разве что эти плоды обычно не умеют разговаривать и не норовят улететь в окно. Новые ящики новых пандор ждут своего часа.
"Химера" гениально, как биохимия, вскрывает основной мотив человеческого поведения и поступков, и самое страшное в фильме - далеко не тварь творения рук и умов человеческих, а попытка заглянуть нашей примитивной правде в лицо. Смотреть "Химеру" тяжело - особенно мамам, и в особенности первую половину. Фильм Винченцо Натали - не для многократного просмотра: временами он почти мучителен, и оставляет тягостное впечатление. При этом предъявить "Химере" что-нибудь кроме хрестоматийного "Правда глаза колет" не получится: основная и единственная претензия к фильму, пожалуй, - в том, что он тяжело смотрится и вызывает больше внутреннего сопротивления, чем интереса. Однако этот недостаток вполне искупляет чудесный саундтрек и впечатляющая игра двух главных артистов - Эдриана Броуди и Сары Полли.
Обилие знакомых, привычных для жанра мотивов, намеренно выставляемое напоказ, Нэтэли компенсирует, как минимум, отличным изобразительным решением. Красавица Дельфин Шанеак завораживает, передавая сложное переплетение эмоций Дрен, одновременно беззащитной, бесконечно одинокой в огромном мире и таящей смертельную опасность, пробуждающей настоящие родительские чувства у экспериментаторов – и выступающей в качестве роковой соблазнительницы, а то и жестокого насильника… Оставим зрителям возможность самим открыть страшную тайну, испытав шок и вместе с тем – оценив остроту и глубину критического мышления Винченцо, в очередной раз обрушивающегося на транснациональные корпорации, лишь поначалу не одобряющие замысла энтузиастов, но готовые моментально забыть о морали и элементарной безопасности, как только дело касается извлечения колоссальной прибыли.
Все это кино и есть такая формально совершенная пляска смерти – пока все заворожены мастерством исполнения, на свет со скоростью развития главной героини выползают все внутренние чудовища. Как и в случае с лучшими фильмами Дэвида Кроненберга, одного из самых близких Натали режиссеров, «Химера», будучи триллером, почти не пытается внезапно напрыгнуть из-за темного угла (исключение – явно подрезанная продюсерами развязка). Весь ужас тут – в подтекстах, в, простите, иллюстрациях коллективного бессознательного.
Если вы читали «Франкенштейна» Шелли или, в крайнем случае, видели «Особь» Роджера Дональдсона, то сразу догадаетесь, куда заведут научных сотрудников эти игры c мамой-природой. Хотя у режиссера Винченцо Натали и есть пара козырей в рукаве: сюжет «Химеры» богат на неожиданные повороты. В лучшие моменты Натали удается сравняться в извращенности с самим Кроненбергом. Но, несмотря на смелый кастинг, все тут выглядит производными других — совершенных — фильмов. Единственное исключение — сцена собрания акционеров биотехнологической компании: в ней две другие креатуры Клайва и Эльзы исполняют кровавый танец смерти. Как и свои тезки, они затмевают всех, жаль только, что их пурпурный вальс — забава на один раз.
Чем заканчиваются истории с рукотворными монстрами, мы знаем. Конечно же, трагедией. Никакой особой развязки в этом фильме не предвидится, а жаль. От создателя «Куба» я ожидал большего. Я надеялся, что Винченцо Натали преподнесет зрителю совершенно непредсказуемый финал, но режиссер попросту слил концовку. Такое впечатление, что вторую половину фильма доснимали через не хочу, причем в ускоренном темпе. А начало-то было интересным. По крайней мере, хоть была интрига. Как триллер, фильм нисколько не страшный. А вот как комедия... Каждый решит сам, где смеяться.
«Химера» оказывается пустышкой, не способной вызвать никаких эмоций: ни толком напугать (обломитесь, любители хорроров), ни поразить оригинальностью, глубиной или смелостью идеи (кукиш поклонникам научной фантастики), ни растрогать (ценителям драм тоже ничего не светит), ни даже толком увлечь на несчастные сто минут. Остаётся лишь смаковать отдельные (не очень-то частые) сильные эпизоды. А этого, согласитесь, маловато.