«Храбрые перцем» – увлекательное киносказание о приключениях смелых рыцарей, бесстрашных дев, злых колдунов, а также сопутствующих им драконов, циклопов и прочих атрибутов средневековой романтики. И только безбашенный юмор, которому позавидуют даже сами братья Фарелли, отличает этот фильм от обычной сказки о короле Артуре. Все, что происходит с героями в пути, просто описать словами невозможно, так как режиссер ленты Дэвид Гордон Грин, как и в предыдущей своей работе «Ананасовый экспресс: сижу, курю», похоже, ловит кайф (необязательно наркотический!) от каждого непотребного, нелогического и самого нелепого поворота сюжета, диалога, мизансцены. Но самое удивительное, что это работает! Кино получилось действительно смешное. Юмор этот, конечно, специфический. Но если вы смеялись на том же «…экспрессе», или недавних «Впритык» и «Пол: Секретный материальчик», то «Храбрых перцев» вы оцените по достоинству.
Это фильм-противоречие: одних он может оскорбить до глубины души своим содержанием, вторые увидят в нем оду матерщине и пошлятине, третьи оценят тонкий юмор и насладятся игрой актеров. Каждый из них по-своему прав, но главное у этой картины не отнять – во время ее просмотра заскучать просто невозможно.
Непонятно, как, но режиссер смог слить в одном флаконе эффектное фэнтези и пошлейшую пародию на него же, умудрившись приготовить убойное жаркое из сюжетного «мяса», политого неплохими спецэффектами и обильно приправленного «соленым» юмором. Кино получилось не для всех — излишне эстетствующие мозги рискуют быть вынесенными и размазанными по стенам кинозала... И уж точно не для бэбиков, так как видеоряд соответствующий: дикарки сверкают обнаженными... э-э... филейными частями, а рыцарь, уразумев, что рог минотавра не отпилить, забирает в качестве трофея... э-э... м-м-м... ту конечность, отрезать которую значительно легче... и это отнюдь не язык! Так что мое дело предупредить: да, фильм — о-о-очень пошлый... но при этом неглупый и — о-о-очень смешной!
В своем втором после превращения из инди-зануды в комедианта-острослова фильме (первым был развеселый стоунер-боевик «Ананасовый экспресс») режиссер Дэвид Гордон Грин действует по той же методике, что и в «Экспрессе»: грубо говоря, обдает парами каннабиолов не столько своих героев — хотя и это тоже, — сколько жанр в целом. Изредка это уморительно, довольно часто просто смешно — но почти всегда еще и стыдно; рамки пошлости Грин переходит почти сразу — и уже бесповоротно.
В «Экспрессе» Грин бодро засовывал внутрь боевика про бегство свидетелей от мафии комедию про укурков. В «Храбрых перцем» же происходит немного иной эксперимент — здесь намеренно грубую, с массой шуточек ниже пояса комедию про идиотов инсталлируют в самую сердцевину настоящего фэнтези-приключения, глуповатого, но размашистого. То, что периодически Грин включает вдруг совсем нешуточного саспенса и делает боевые эпизоды на уровне с любым другим мощным приключенческим фильмом, только усугубляет кризис идентичности «Храбрых перцем». Так и не решив, кем именно ему хочется быть — настоящим фэнтези-фильмом, только с шутками про член, или гротескной пародией с соответствующим уровнем постановочной глупости — фильм мечется между двумя этими огнями и в процессе рвётся на лоскутки. Ну, хоть поржать от души получилось, и ладно.
Превратить «Ананасовый экспресс» в фэнтези, увы, не вышло. Получилась мутная бодяга из наркотиков, пошлости, магии и возведённого в абсолют идиотизма. Как и «Зелёному шершню», очень далёкому родственнику из другого жанра, развиваться фильму дальше некуда: тупеть — абсолютнейший моветон, потому что и так с трудом балансирует над пропастью откровенного маразма, но и умнеть не вариант — затеряется среди обилия уже существующих фэнтезийных полотен. Что ж, хотя бы с задачей рассмешить кино более-менее справляется. И на том мерси.
Поместив типичного для сальных американских комедий придурка в центр средневековой баллады, авторы, видимо, так и не решили, чего же им хочется больше: рыцарских боев или веселой пошлятины. В то время как помпезные оркестровки композитора Стива Яблонски недвусмысленно пародируют "Властелина колец" и "Пиратов Карибского моря", камера (вместо того чтобы тоже снижать планку) вдруг начинает парить над живописными холмами точь-в-точь как у Джексона или Вербински. Чуть ли не половина хронометража уходит на чистый воды боевик: конные погони, фехтование, довольно занятные компьютерные чудовища, вроде ручной во всех смыслах гидры. В итоге откровенным ироничным трэшем выглядит только финальная битва. Зачем понадобилась такая красота разухабистой пародии с сортирным юмором, решительно не понятно.
Если и следует искать причину подобного поворота на творческом пути Дэвида Гордона Грина, то, видимо, не в истории художественного развития режиссера, а в предполагаемом круге его общения. При этом не покидает ощущение, что участники процесса мучительно преодолевают собственную интеллигентность, боясь показаться недостаточно отвязными. Более всего «Храбрые перцем» похожи на реконструкцию загородной поездки друзей, которые, покурив в подсобке школьного театрального кружка, наутро обнаруживают себя на опушке леса в костюмах из реквизиторской, и хорошо, если у всех в этот момент болит только голова.
Порноэпос про «великого трахаля, знатного пивоглота и неотразимо прекрасного воина света в эти темные-темные времена», глумящийся чуть ли не над всей линейкой сказочной кинопродукции – от старого доброго «Лабиринта» и вариаций на тему артуровского «Меча в камне» до «Во имя короля: Истории осады подземелья» Уве Болля, представляет собой по сути лишь набор просто/душных шуток на уровне учеников примерно пятого-шестого класса средней школы. По крайней мере, когда злой чародей рисует сцену первой брачной ночи, становится очевидно, что умственный показатель авторов фильма затормозился на отметке не то младшего, не то среднего школьного возраста.