Визуально «Хранители» - это лучшее, что за последние десять лет в кино случилось. Здесь нет масштабных продолжительных драк и чудовищных разрушений: борьба идёт, в основном, внутри, где всё и рушится. Фильм не стремится никому понравится – он словно доктор Манхэттен, в котором угасают все эмоции, неторопливо и ровно разворачивает перед зрителем своё пространство. Божественный, без преувеличения, саундтрек выворачивает душу, и слёзы начинают течь по щекам сами собой. И когда в конце казалось бы таких долгих, а на проверку – невыносимо коротких ста семидесяти минут в зале зажигается свет, хочется прошептать в ответ реальному миру: «Нет».
Снайдер, которого после "300 спартанцев" держали за талантливого Бивиса, сделал без преувеличения великое кино — начав рвать со своим прошлым в "Городе грехов" и "Темном рыцаре", после "Хранителей" жанр кинокомикса уже точно не будет прежним. Дело тут в том, что комикс больше не спрашивает разрешения — быть умным, жестоким, отчаянным, страстным, а берет свое там, где увидит свое. "Хранители" говорят о трех вещах — о человеческом, человечности и человечестве. Супергерои здесь не обладают сверхспособностями, точнее их сверхспособность — это решимость и последние вопросы, которые для них как паутина для Человека-паука, а отчасти — лестница Иакова (для кого — на небо, для кого — в ад). Бог здесь — равнодушный Манхэттен, которому так же глупо молиться, как адронному коллайдеру. А человек? Вслед за сумасшедшим немцем Алан Мур, а за ним и Снайдер, полагают, что говорить тут не о чем, пока человек не откроет в себе то, для чего был рожден. Супергероя.
«Хранители», это нечто настолько отличающееся от привычного кинокомикса, что все три часа твое сознание разрушается, перемешивается и перетирается в пыль, чтобы после сеанса выйти из зала совершенно другим человеком. Трейлеры ни на йоту не передают масштаб и филигранность картины. Три часа пролетают совсем незаметно, и если в год будет выходить хотя бы по одной ленте уровня «Рыцаря» и «Хранителей», потомки будут по-черному завидовать тому, что мы жили в одно время с такими премьерами.
Я в восторге от этой картины. Для меня на данный момент - это один из самых впечатляющих и ярких фильмов 2009 года. Заку Снайдеру и другим создателям - пятерка за ум, оригинальность и особенно за бесстрашие, потому что они не побоялись сделать "блокбастер", который неминуемо должен был провалиться в прокате, ибо слишком сложен, слишком умен и требует от зрителей слишком большого количества мозговых усилий, что обычно делать не рекомендуется.
Этот фильм — он не об альтернативной реальности, не о костюмированных героях, не о запоздалом расследовании одиночки-социопата Роршаха, и даже не о ядерной угрозе, от которой не поможет никакой супергерой. «Хранители», по сути своей, это такая антиутопия наоборот, фильм о том, что настал конец света, а мы и не заметили. Несмотря на неровность линий разных героев, несмотря на неровность и затянутость финала, несмотря на картонного Никсона, фильм прекрасен уже тем, что он есть. С его видеорядом, музыкой, даже всеми этими гендерными делами, с недотянутой линией квантового человека, с прекрасными супергеройскими лосинами, с наивом вокруг «советского премьер-министра», с летающим глазастым наутилусом и живой маской Роршаха. Правильно он сказал, это не его тут с нами заперли, а это нас заперли с ним. Человеку от человека никуда не деться. Даже в комиксе про супергероев.
Нагрузив свою картину чисто муровскими подтекстами, Снейдер, тем не менее, сделал кино захватывающее и по-настоящему остроумное. Каждый герой здесь прописан идеально, ничего лишнего и ничего недосказанного в действии нет. Становится ясно, что «300» с его преувеличениями, - это проба, попытка найти идеальный ритм. В отличие от того же «Темного рыцаря», «Хранители» всячески лишены общих мест и набивших оскомину истин. Уверенная операторская и актерские работы, сильный сценарий и точно схваченная тема – все это делает «Хранителей», наверно, лучшей за всю историю экранизацией комиксов – но это не так и важно.
Впервые за много лет супермены в кино показаны не плоскими и банальными фигурами, а реальными живыми людьми со всеми их слабостями и страстями, включая даже полубога Манхэттена. Но главное тут все же то, что даже для тех, кто не знаком с первоисточником, немалым по объему романом в комиксах Алана Мура, насыщенная на все экранное время переплетающимися событиями и яркими картинками история хоть и требует предельного внимания, но не кажется неразрешимой загадкой. Знатоки отметят следование букве оригинала, насколько это позволил хронометраж картины, а остальные будут просто жадно следить за мельчайшими деталями, чтобы ничего не упустить — тут важно все, так что отлучиться за попкорном будет совершенно некогда. Захватывающее и остроумное, увлекательное и ритмичное зрелище, снятое Снайдером может служить пропуском в высшую лигу кино-джентльменов, что бы там не показали кассовые сборы. Апокалипсис в комиксах и супергерои среди нас, творящие его и сами же и предотвращающие — что может быть увлекательнее.
Кино в конечном итоге получилось хорошим — масштабным, зрелищным и грандиозным, но поздравить Снайдера хочется с невероятно проделанной работой, а не офигенским фильмом. "Хранители" — классическое развлечение для мозгов, как кубик-рубик или паззл. Короче говоря, один из тех досугов, от которых не повышается пульс и сердце не стучит барабаном — приготовьтесь, что два с половиной часа вы будете восторгаться продуманностью визуального ряда и тем, как он идеально подоган с музыкальным сопровождением, ну а вишенкой послужит мастерски закрученная интрига. На деле выясняется, что восторгаться столь долго всё-таки немножко утомительно, особенно когда встречаешься с настолько тяжеловесным фильмом, как "Хранители". Порядочное количество персонажей, многочисленные флэшбеки и многоуровневое повествование — действительно чудо, что вся эта махина держится вместе и работает как надо. Но стоит потерять концентрацию, как можно смело собирать манатки и двигаться по направлению к ближайшему компьютеру — обсирать кино в интернете.
Если охарактеризовать «Хранителей» одним словом, то это фильм, прежде всего, странный. Не укладывающийся в привычные рамки. Смотреть картину российскому зрителю, не знакомому с литературным первоисточником, будет сложновато – как минимум первые полчаса придется «въезжать» в происходящее, разбираться в сюжетных хитросплетениях и запоминать героев, которых в фильме предостаточно. Да и сюжет излишне перегружен деталями. Атмосфера фильма затягивает и еще долгое время после просмотра не отпускает. Однако реальность «Хранителей» настолько тяжелая, мрачная и депрессивная, что встает вопрос: зачем она создавалась? Для каких целей? И, несмотря на то, что мир, созданный в картине, по яркости и силе убедительности не уступает «Матрице» и «Звездным войнам», хочется поскорее его покинуть. Однако это не так просто, ведь лента вгрызается в тебя намертво.
«Хранители», невзирая на мощную интеллектуальную основу, получились крайне неровными: после какой-нибудь проникновенной сцены, сопровождаемой звуками реквиема, Снайдер запросто может нарисовать сладкую до тошнотворности картину семейной идиллии. Да и старая закалка трэшмейкера, у которого вечно кишки нараспашку и кровь по асфальту рекой, дает о себе знать: усердно воспроизводя этические и философские искания персонажей, режиссер «Рассвета мертвецов» нет-нет да и брызнет по старой памяти сочными внутренностями на окрестные стены и потолки, – видимо, чтобы элементарно не утратить сноровку.
Не уважать Снайдера за то, что он сотворил с «Хранителями», пожалуй, невозможно. Взвалив на себя заведомо безнадежную задачу — сделать кино по мотивам сложнейшего, невероятно насыщенного текста, с дикой структурой, огромным количеством весьма странных персонажей и массой подтекстов, он не отступил и таки сумел провернуть это, сохранив в процессе несколько даже удивительную верность оригиналу. Если же говорить не о букве, но о духе первоисточника, то в этом плане Снайдер умудрился сотворить немыслимую вещь — сработав вроде бы строго в соответствии с первоисточником, по крайней мере, с точки зрения картинки, он где-то по пути исхитрился подменить одну из центральных мыслей «Хранителей» на ровно противоположную. Чуть ли не предоргазмическое любование крутизной насилия в истории, подобной «Хранителям», не просто неуместно — оно идёт в разрез с самой идеей произведения.