В фильме Хроники Нарнии: Покоритель Зари король Каспиан построил корабль, чтобы отправится в путешествие и найти семерых лордов, которых изгнал его злой дядя Мираз, когда захватил трон много лет назад. Вместе с Эдмундом, Люси и кузеном Юстасом король Каспиан отправляется на Покорителе Зари на Восточные острова за Серебрянным морем. Там, прибегнув к помощи Лиллиандил и старого друга Аслана, им предстоит спасти Нарнию от непостижимой судьбы.
Новый режиссер с опозданием совершил для «Нарнии» то, что для «Поттера» сделал Крис Коламбус, — нашел некий сравнительно адекватный киноаналог ее духу. Мир Льюиса стал наконец уютен, забавен и бескомпромиссно этичен, а более-менее разумные переделки сюжета кажутся тут вызванными не столбцами цифр из продюсерских презентаций, а честным желанием сделать из книжной сказки связное детское кино. Степень испытываемой к Аптеду благодарности за эту уже нежданную перемену к лучшему, наверное, превышает разумные пределы — «Покоритель зари» не великий фильм, но экранизация Клайва Льюиса и не должна, вероятно, получаться великой: она обязана просто получаться. То, что на финальных титрах в первый раз за все три фильма появляются канонические иллюстрации Паулины Бейнс, и то, что они не выглядят тут чуждыми, — знак того, что эта, конкретная, получилась.
«Хроники Нарнии: Покоритель зари», несмотря на вольную интерпретацию сюжета и смену режиссера, оказался ближе к духу оригинала, чем оба его предшественника. Самое же приятное, что «Покоритель зари», в отличие от «Гарри Поттера», нашел в себе силы не пойти по пути мелодрамы, в которую скатывается современное детско-подростковое кино. Создатели «Покорителя зари» не воспользовались ни тем, что мучимая комплексом некрасивого подростка Люси – единственная леди на корабле, ни наживкой, закинутой Льюисом в последних строчках романа, где бегло сообщается о том, что Каспиан женился на дочери звезды Раманду. «Покоритель зари», как и было задумано Льюисом, остался по-хорошему старомодной сказкой с не слишком назойливой христианской моралью. Если картина и напоминает что-нибудь из последних блокбастеров, то разве что детскую версию «Пиратов Карибского моря».
Из плюсов хочется отметить более трогательное отношение к сказочной атмосфере фильма. «Покоритель Зари» стал более детским и наивным, чем предыдущая часть, и, я бы сказал, что по духу он ближе к первой — той, что была с волшебным шкафом и совсем еще юными детьми. Также к плюсам можно отнести сцены с мышом Рипичипом и драконом — до коликов смеяться не пришлось, но все обыграно по-детски наивно и мило. Минусы — все та же не очень убедительная игра повзрослевших детишек и не слишком-то логичный сюжет. Те семь лордов, которых так искал Каспиан, нашлись сами по себе, вселенское зло победили как-то совсем уж просто, да и не совсем ясно, чем это зло занималось. Ну, сказка, что с нее взять... И все-таки я был рад в очередной раз увидеть Нарнию. Разумеется, я уже давно вышел из того возраста, когда вместо моли в шкафу грезятся волшебные страны, но иногда накатывает настроение посмотреть просто хорошую, добрую сказку.
«Покоритель зари» сделан внятно и хватко — его поразительным образом сильно не портит даже то, что кульминационная схватка с морской змеёй почти один в один срисована со встречи «Чёрной жемчужины» с Кракеном из вторых «Пиратов Карибского моря». В общем, если нарнийскую лавочку действительно решили прикрыть, то даже жалко — ведь в ней только стало хоть сколько-нибудь интересно. В общем, полезный блокбастер для детей и юношества.
Смена режиссера определенно не пошла на пользу хроникам Нарнии, скорее иллюстрируя мораль известной басни Крылова: как, друзья, вы ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Однако пересевший в кресло Эндрю Эдамсона Майкл Эптид столь горячо преуспел в своем рвении именно «иллюстрировать мораль», что довел безотказный конвейер нравоучений до состояния полнейшей зомбированности дидактикой: никто не может и шагу ступить, чтобы не изречь при этом нечто душеполезное. Единственным громоотводом посреди бушующих розово-карамельных наставлений оказывается кузен юных героев Юстас. Но вообще, мир Нарнии прекрасен как раз тем, что всё в нем совсем уж понарошку.
Сюжет даже не пытается расшевелить зрителя, волшебным образов превратившись в типичный ролевой квест — собери семь мечей и получишь доступ на следующий уровень. Иногда неспешное развитие этого действа разбавляют бескровными поединками с людьми и спецэффектами, что тоже не прибавляет фильму ни атмосферы, ни драйва. Короче, мы так не играем и отказываемся становиться не верящими в сказки Юстасами. Сказки не должны быть скучными трактатами о пользе добра!
Если вас, даже после почти двух экранных часов, проведённых в трёхмерной Нарнии, продолжат одолевать разные сомнения, то, может быть, песенка на финальных титрах немного расслабит и успокоит. В ней есть простенький поп-рецептик сказочного счастья: close your eyes and take my hand (закрой глаза и вот тебе моя рука). Деткам довериться происходящему труда, скорей всего, не составит, а вот взрослым, подобно вредному Юстасу, постоянно будет хотеться большего, ибо «Покоритель зари» демонстративно поверхностен и наивен. И сделан, добавим, с совершенно ледяным носом.
Цельности в должной мере добиться не удалось, и антракты на очередной вымученный диалог между приключениями такие огромные, что зритель успевает в процессе успешно выспаться, даже несмотря на триде-очки, и заканчивается всё так же внезапно, как и начиналось, зачем всё это было нужно? Загадка. Разве что для того, чтобы поразвлечь почтенную публику моралью о том, что будучи помещённым в шкуру огнедышащего дракона, даже самый распоследний поц поневоле станет героем. Ответ почтеннейшей публики уже известен — в стартовую пятницу сборы третьей части нарнианы составили вдвое меньше, чем было у «Принца Каспиана». Может, на этом всё-таки закончим?
В отличие от первых двух частей «Хроник Нарнии», «Покоритель Зари» — не столько целостное повествование, сколько череда коротких виньеток. В финале каждой — обязательный добрым молодцам урок. Дебютирующий в саге режиссер Майкл Эптид, задавая путешествию несколько надуманную общую цель, в остальном остается верен льюисовской структуре — и это, к сожалению, единственное достоинство оригинала, которое ему удается сохранить. Суматошно разделываясь с льюисовскими сюжетцами, режиссер при этом не успевает толком разъяснить их мораль.
Третьи "Хроники Нарнии" совсем растеряли свое обаяние и сохранили лишь формальное сходство с книгами Клайва Льюиса — сколько бы раз ни сплавал принц Каспиан на Край света, страну из Волшебного шкафа уже не спасти. Увы, единственное развлечение, которым следующие полтора часа будет занят мозг любознательного зрителя — это попытки подавить зевоту, окончательно превратившуюся на третьей "Нарнии" в безусловный рефлекс. Вообще, настала, кажется, пора обратиться к таинственным голливудским лордам, принимающим мудрые решения о том, быть или не быть всяким сиквелам, с большой просьбой впредь не смущать поклонников хорошей фэнтезийной книжки Клайва Стэплза Льюиса мучительным сходством форм при удручающем несходстве сути.
Увы, скука неописуемая. Майкл Эптед, который всегда был обделен персональным творческим почерком, предсказуемо пошел по самому простому из путей: плоское 3D созвучно здесь тому, что нынешняя «Нарния» — слегка конвертированные и переиначенные под юного зрителя «Пираты Карибского моря». Собственно, аналог вышел у него настолько стерильный, что несложно всем сердцем проникнуться к единственному живому здесь персонажу, циничному мальчику Юстасу, который на протяжении всей картины строит обиженные гримасы. Сегодня в тенденциозном Голливуде сломать зубы об прозу К.С. Льюиса оказалось слишком просто. Постановщики с каждой новой серией усложняют сказочный мир, досадно упрощая при этом характеры героев, вследствие чего увлекательный детский катехизис превращается в довольно заунывный нравоучительный трактат.
Логично было предположить, что в «Хрониках» смена режиссеров даст тот же эффект, что и в «Гарри Поттере», которому ротация постановщиков очевидно пошла на пользу. Здесь не пошла. Собственно, самая увлекательная сцена происходит в первые несколько минут, когда Люси, Эдмунд и их вредный братец Юстас попадают в Нарнию через картину. В комнату со стены выливается нарнийское море, и дети начинают тонуть. Начинаешь гадать, как комната превратится в море. Отгадка красотой не радует. Затем Эптид устраивает своим героям вялое путешествие на корабле «Покоритель зари» по четырем островам, где происходят какие-то потасовки и волшебства 25-й степени свежести. Решающая схватка на злом острове, по которому гуляют зеленые туманы, наводящие не столько ужас, сколько тоску соответствующего цвета, настойчиво отсылает к битве с кракеном в «Пиратах Карибского моря». Единственный персонаж, способный вызвать в процессе просмотра хоть какие-то живые эмоции (в основном — раздражение), — братец Юстас.